logo search
ПИВО ВОЛЬФГАНГ КУНЦЕ

5.8. Комплектная линия розлива

Линия розлива с необходимыми конвейерами и оборудованными складскими помещениями является, пожалуй, самой большой, трудозат-

ратной и наиболее дорогостоящей частью обо­рудования на всем пивоваренном производ­стве (рис. 5.112 и 5.113). Ее бесперебойная ра­бота зависит от конструкции и компоновки отдельных машин и конвейеров. Интегриро­ванные в эту линию механизмы должны быть логично связаны между собой, и их произво­дительность должна быть четко согласована так, чтобы обеспечить нормальный производ­ственный процесс даже при иногда возникаю­щих сбоях.

В рамках этой книги нас особенно интере­суют:

правила и рекомендации по монтажу и эк­сплуатации линий розлива.

Возможные варианты компоновки машин

Для линии розлива характерно наличие трех основных замкнутых производственных цик­лов (рис. 5.114).

Поддоны подаются со склада, пакеты-поддоны расформировываются, пустые под­доны проверяются и хранятся в «магазине», пока не пойдут снова на загрузку и через склад готовой продукции — в торговлю.

Ящики после разборки пакета моют и хра­нят в «магазине» до новой загрузки, контроля и сборки пакета-поддона.

Бутылки после выемки из ящиков идут на мойку, контроль, в блок розлива и укупори-вания. Затем, после этикетирования, они про­веряются и снова укладываются в ящики.

Путь бутылок — самый длинный, так как они должны пройти через все стадии обработ­ки. Движение же поддонов может быть огра­ничено лишь участком между разборщиком и сборщиком пакетов ящиков. В этом секторе все перемещаемые грузы являются твердыми телами, и эту часть линии розлива называют «сухой», в отличие от всей остальной, боль­шей части, где работают с жидкостями и кото­рую поэтому называют «мокрой». Сухую и мокрую части линии розлива стараются по возможности разделить.

Расположение конвейеров для перемеще­ния ящиков и бутылок в значительной степе­ни зависит от расположения отдельных ма­шин в линии розлива. По типу размещения машин различают:

657 ©

При определении места расположения ма­шин особое внимание уделяется тому, чтобы

■ машины располагались так, чтобы обслу­живающий персонал имел хороший обзор и возможность своевременно реагировать на происходящее, чтобы в случае необхо­димости можно было оказаться в нужном месте и чтобы проходы не были устроены под или над конвейерами;

Все это требует согласования производи­тельности машин.

Согласование производительности пропускной способности машин в линии розлива

Чтобы обеспечить оптимальную разгрузку ли­нии, машины должны иметь различную про­изводительность.

Основными машинами в линии являются автоматы для розлива и укупоривания. Их оптимальная производительность обеспечи­вается бесперебойной подачей и отводом раз­ливаемого продукта. Это означает, что для обеспечения подачи и отвода бутылок или ба­нок даже после кратковременных остановок механизмы перед ними и после них должны работать с более высокой производительнос­тью. Для этого необходимо учитывать следу­ющие соотношения производительности ма­шин линии розлива (диаграмма проф. Берга),

Рис. 5.112. Линия розлива в бутылки производительностью в 50 000 бутылок в час емкостью 0,5 л (фирма KHS, г. Дортмунд):

1 — устройства для выравнивания поддонов; 2 — машина для снятия крепления пакетов-поддонов; 3—разборщик пакетов ящиков; 4— контроль поддонов; 5— магазин пустых поддонов; 6— сборщик пакетов ящиков; 7—машина для укрепления пакетов-поддонов; 8— контроль порожней стеклотары; 9— устройство для отвинчивания пробок; 10— выемщик бутылок; 11 — опрокидыватель ящиков; 12— мойка ящиков; 13— магазин пустых ящиков; 14— укладчик бутылок; 15— контроль наполненной стеклотары; 16 — мойка бутылок; 17— инспекционная машина для пустых бутылок; 18 — моноблок розлива и укупоривания; 19— место для пастеризатора и станции CIP; 20— подача кронен-пробок; 21— орошение бутылок; 22— этикетировочный автомат; 23— контроль уровня наполнения; укупоривания; положения этикетки; 24 —

смазка конвейерных цепей

в процентах от производительности разливоч­ного автомата:

Разборщик пакетов-поддонов 135-140%

Выемщик бутылок 120-125%

Буты лкомоечная машина 110-115%

Инспекционная машина 110-115%

Блок розлива 100%

Этикетировочный автомат 110—120%

Укладчик бутылок 120-125%

Сборщик пакетов-поддонов 135-140%

Это не означает, что, например, разборщик пакетов-поддонов постоянно должен давать 135-140% производительности блока розли­ва (что очень скоро привело бы к затору); это означает лишь то, что он должен быть рассчи­тан на такую производительность, чтобы в случае необходимости иметь возможность за­полнять конвейеры-накопители.

Для бесперебойной работы линии розли­ва необходимо предусмотреть наличие меж­ду машинами (особенно перед блоком розли­ва и укупоривания) многоручьевых буфер­ных участков (накопителей бутылок) с примыкающим к ним участком разделения бутылок на отдельные ручьи. При кратковре­менных сбоях это дает возможность беспере­бойно работать следующей машине. Разделе­ние бутылок осуществляется прежде всего путем свободного, без сдавливания, их выст­раивания на конвейере.

Накопители работают со степенью накоп­ления примерно в 50%, так что при кратковре­менных сбоях они позволяют не останавли­вать работу предыдущей и следующей машин.

Степень наполнения этих буферных учас­тков (накопителей) может быть использова­на для автоматического регулирования про­изводительности отдельных машин в линии.

В ходе процессов движения бутылок сле­дует сделать так, чтобы они не вращались и чтобы взаимное трение было как можно мень­ше, так как это ведет к скаффингу— образова­нию колец механического износа.

Два интересных примера комплексных линий розлива представлены на рисунках 5.112 и 5.113.

К линии розлива относятся склад тары и склад готовой продукции. Склад тары должен иметь достаточные размеры для обеспечения беспроблемной выдачи на линию соответ-

659 ©

ствующей тары (ящиков с одинаковым лого­типом, бутылок одного типа и т. п.).

К складу готовой продукции предъявля­ются дополнительно следующие требования:

Перемещение и штабелирование поддонов осуществляется при помощи вилочных авто­погрузчиков. Как правило, склады поддонов бывают блочного типа. Поскольку вилоч­ным автопогрузчикам требуется для маневров определенное пространство, то имеющаяся в распоряжении площадь склада может быть использована под блоки штабелей (сложен­ные штабелями поддоны) только на 50-60%. Чтобы лучше использовать имеющиеся пло­щади, прибегают и к другим формам склади­рования (например, к высоким стеллажам, которые также позволяют реализовать прин­цип «first in - first out»).

Стандарты DIN и другие рекомендации

Относительно монтажа и ввода в эксплуата­цию линий розлива действуют целый ряд стандартов, имеются практические наработ­ки, рекомендации и результаты исследований. (В немецком оригинале приводится перечень нормативов ФРГ. - Прим. ред.)

Соблюдение нормативных актов и правил обязательно и для других цехов и подразделе­ний пивоваренных и солодовенных предприя­тий!