logo search
ПИВО ВОЛЬФГАНГ КУНЦЕ

10.5.1.2.1.1. Эксцентриковый винтовой насос

Рис. 10.34. Эксцентриковый винтовой насос с направляющим винтом



Эксцентриковый винтовой насос (рис. 10.34) состоит из внешнего статора, который изго­товлен из эластичного материала, и прилега­ющего к нему изнутри вала (ротора) из нержа­веющей стали. Из-за его формы называют также одношпиндельным насосом, а иногда — по имени его изобретателя Moineau — насосом Муано (фирма Netzsch).

Благодаря вращательному движению ро­тора (однозаходного) и образованию продоль­ного полого пространства (рис. 10.35) в ста­торе (двухзаходном) происходит поступатель­ное движение жидкости. Таким насосом можно перекачивать почти любые материалы, в том числе и пастообразные.

813 ©

риал поступает в пустую рабочую камеру, рас­ширяющуюся при дальнейшем вращении, ув­лекается ротором в направлении вращения и в результате уменьшения рабочего объема пе­ред напорным отверстием вытесняется в сто­рону выхода (рис. 10.37).

Рис.10.37. Коловратный двухротороный насос (в наглядном изображении)

Рис. 10.35. Движение ротора внутри статора

Статор — деталь изнашивающаяся и от­носительно дорогая; данный насос неприго­ден к работе всухую; благодаря хорошей воз­можности мойки такие насосы могут исполь­зоваться и для пищевых продуктов.

В пивоваренном производстве такие одно-шпиндельные насосы используют при транс­портировке пивной дробины, затора или дрожжевых осадков.

10.5.1.2.1.2. Коловратные

двухроторные насосы

Коловратный (также назваемый «восьмероч-ным» — прим. ред.) насос (рис. 10.36) имеет два двухлепестковых ротора («восьмерки»), которые при помощи наружной зубчатой пе­редачи синхронно вращаются с одинаковой угловой скоростью. Транспортируемый мате-

10.5.1.2.1.3. Трехлепестковые насосы

Трехлепестковые двухроторные насосы (рис. 10.38) работают аналогично коловратным. Каждый из двух роторов с тремя лепестками, входящими в зацепление между собой, вращается с одинако­вой угловой скоростью и при обороте захваты­вает транспортируемый материал. Подача осу­ществляется очень бережно. Как и коловрат­ные, эти насосы могут бережно транспортиро­вать пастообразные материалы и материалы с высокой вязкостью.

Подобные насосы, предназначенные для перемещения газов, называют воздуходув-

Рис. 10.36. Коловратный насос (принцип действия) Рис. 10.38. Трехлепестковый двухроторный насос

0 814

ками или компрессорами. По фамилии их «изобретателя» их называют также воздухо­дувками Рутса (Roots). Перепад давления в них составляет от 0,5 до 0,6 бар.

Подобные насосы применяют в различных системах, в частности,

в пневматических напорных и всасывающих транспортных установках (см. раздел 2.1.3.2) или

для сжатия вторичного пара в варочном цехе (см. раздел 3.4.2.5.2).

10.5.1.2.1.4. Шестеренные насосы

В принципе, коловратные и трехлепестковые насосы — почти синонимы. Существуют, на­пример, коловратные насосы с двумя, тремя или четырьмя лепестками (зубьями), а если количество зубьев (лепестков) больше, то та­кие насосы называют шестеренными.

Шестеренные (также «зубчатые» — прим. ред.) насосы, как и описанные выше колов­ратные и трехлепестковые, применяются для транспортировки густых текучих масс и пе­рекачки дрожжей.

В двигателях и автомобилях они исполь­зуются как масляные насосы.

10.5.1.2.1.5. Зубчатые насосы

с внутренним зацеплением

В забчатом насосе с внутренним зацеплением (рис. 10.39) ротор с внутренним зацеплением (7) захватывает при движении малое зубчатое

Рис. 10.39. Зубчатый насос с внутренним зацепле­нием

1 — ротор с внутренним зацеплением; 2 — малое зубча­тое колесо о внешним зацеплением; 3 — пространство зацепления открыто; 4 — пространство зацепления закрыто; 5 — затвор

колесо (2). Ось малого зубчатого колеса рас­положена эксцентрически.

Во время вращения ротора пространство зацепления (3) между малым зубчатым коле­сом и ротором (1) приоткрывается, и транспор­тируемый материал заполняет пространство между зубьями. В позиции (4) транспортируе­мый материал выдавливается из пространства между зубьями и выходит из насоса через на­порный штуцер. Такие насосы используются для перекачки как жидкостей с низкой вязкос­тью, так и для высоковязких сред.

10.5.1.2.1.6. Перистальтические насосы



Рис. 10.40. Перистальтический (рукавный) насос 1 — эластичный рукав; 2 — прижимной валик


Основным элементом перистальтического на­соса (рис. 10.40) является эластичный рукав (1). Под действием нескольких прижимных валиков (2) рукав прижимается к цилиндри­ческой стенке корпуса и за счет этого протал­кивает перед собой транспортируемую мас­су; в результате разряжения, возникающего за выдавливающим валиком, поступает сле­дующая порция перекачиваемого материала (рис. 10.41).

Рис. 10.41. Перистальтический (рукавный) насос

4 — всасывающая камера; 5 — внутреннее пространство насоса с ротором; 6 — всасывающая камера; 7 — нагнета­тельная камера

10.5.1.2.1.6. Импеллерные насосы

Импеллерный насос (рис. 10.42) состоит из цилиндра с уменьшающейся в сечении час­тью боковой стенки (7), выполненного из не­ржавеющей стали или эпоксидной смолы, в котором вращается гибкое эластичные рабо­чее колесо из неопрена (2).

Рис. 10.42. Импеллерный насос

1 — корпус ротора с уменьшающеейся в сечении частью

боковой стенки; 2 — лопасти рабочего колеса; ;

3 — сторона всасывания; 4 — сторона нагнетания

В процессе движения эластичные края ло­пастей на стороне всасывания (я, 3) перехо­дят из согнутого в выпрямленное состояние и возникает разрежение. За счет этого происхо­дит всасывание и дальнейшее перемещение жидкости (b). Как только края лопастей дос­тигнут зауженной части цилиндра, происхо­дит выталкивание транспортируемого мате­риала в нагнетательный трубопровод (с, 4). В результате возникает равномерный поток, ко­торый может также захватить твердые вклю­чения небольшого размера.

Направление подачи можно менять путем изменения направления вращения.