logo
книга борьба полная версия

Глава 1. Источники разливов нефти на суше и во внутренних водоемах России

безопасности России, около 30% аварийных ситуаций на железнодо­рожном транспорте связано с разливами нефтепродуктов. Основную долю в структуре опасных грузов транспортируемых по железной до­роге занимают нефтеналивные грузы (сырая нефть, дизельное топливо и мазут).

В 2004 году, по данным РЖД, в стране в целом железнодорожным транспортом было перевезено 218,2 млн тонн нефтеналивных грузов -рост по сравнению с предыдущим годом составил 2,6%. В последние годы нефтяные компании стали более интенсивно использовать железнодо­рожный транспорт для поставок сырья за границу. В настоящее время 61% объема нефтепродуктов и нефти, транспортируемой по железной дороге, перевозится частными вагонами, находящимися под управлени­ем независимых операторов. Остальной объем перевозок осуществляет­ся самой дорогой. Сегодня на рынке работают несколько десятков ком­паний-операторов, заключивших с РЖД соответствующие договоры о вза­имоотношениях в области организации перевозок. Общее количество цистерн, которыми оперируют частные компании, составляет порядка 100 тыс. вагонов [101].

Сегодня большинство компаний инвестируют в расширение экспорт­ных железнодорожных мощностей: строительство наливных эстакад и приобретение вагонного парка. Так, «Роснефть» строит эстакады на юге Архангельской области для перенаправления нефти в порт Архангельск; «Лукойл» расширяет эстакады на Ветлосяне в Ухте, на Волгоградском НПЗ, строит порт и терминал в Астрахани, а также железнодорожную ветку длиной 30 км; «Славнефть» расширяет эстакаду на Ярославском НПЗ на 100 тыс. тонн в месяц; «ЮКОС» строит эстакаду в районе Ангарска.

В октябре 2004 года ОАО «Роснефть-Архангельскнефтепродукт» за­вершил строительство железнодорожного нефтеналивного комплекса на станции Приводино в Котласском районе Архангельской области. Каж­дый день отсюда в Архангельск, на терминал Талаги, будут отправлять­ся два состава с железнодорожными цистернами, груженными нефтью. Здесь ее перегрузят в танкеры дедвейтом 15 тысяч тонн, которые каж­дые 4-5 дней будут совершать рейсы в Мурманск на танкер-накопитель «Белокаменка». Отсюда уже более крупные танкеры дедвейтом 100 ты­сяч тонн повезут ее в Европу [52].

Сейчас железнодорожники рассчитывают на компании, добывающие качественную малосернистую нефть - в настоящее время прокачка та­кой нефти через трубу и получение на выходе относительно дешевой смеси Urals невыгодно. Поэтому, например, ТНК-ВР до сих пор возит небольшие объемы легкой нефти по реке и железной дороге.

Кроме того, железная дорога в настоящее время рассчитывает на су­щественное увеличение объемов перевозки нефти в восточном направле-

73

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

нии. Это связано не только с поставками нефти «Роснефтью» по кон­тракту в КНР, но и со строительством восточного нефтепровода, первый этап которого предполагает перевозки нефти от станции Сковородино (Амурская область) до конечной точки маршрута по Байкало-Амурской магистрали.

Перевозки нефтепродуктов сопряжены с опасностью возникновения аварийных ситуаций, результатом которых могут быть проливы различ­ного масштаба, а при неблагоприятном стечении обстоятельств - пожа­ры и взрывы. Аварийные ситуации при перевозке по железным дорогам опасных грузов приводят к значительным разрушениям, заражению местности и поражению токсичными веществами больших масс людей.

В мае 1996 года на станции Мыслец Горьковской дороги произошла авария грузового поезда с опрокидыванием 23 вагонов-цистерн, разли­вом фенола и дизельного топлива с возгоранием последнего. Более 100 человек получили отравление фенолом легкой и средней степени тяжес­ти. Фенолом и дизельным топливом были загрязнены почва и водоемы на значительном расстоянии от места происшествия. Причинен значи­тельный материальный ущерб, в основном за счет проведения большого комплекса природоохранных мероприятий.

74