logo
книга борьба полная версия

Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов

места их пересечения с железными дорогами и автотрассами, прохожде­ния через зоны расположения опасных химических производств. Орга­низация мониторинга экологической безопасности для каждой такой по­тенциально опасной зоны требует детального исследования с целью вы­явления всех естественных и антропогенных факторов, определяющих вероятность возникновения в пределах этой зоны экологически опасных ситуаций, определения возможного дальнейшего их развития с учетом типовых карт и схем переноса загрязнений и выбора необходимых для контроля и преодоления последствий таких ситуаций специальных ме­тодов и средств.

Основной и наиболее длительной стадией мониторинга экологичес­кой безопасности является эксплуатационная. Она существует на протя­жении всего срока эксплуатации магистрального трубопровода или дру­гих средств транспортировки углеводородных энергоносителей. Одной из важнейших функций эксплуатационной стадии мониторинга являет­ся текущий контроль и заблаговременный прогноз возможного возник­новения экологически опасной ситуации до первых явных признаков ее проявления, а также прогноз наиболее вероятного сценария развития этой ситуации после появления таких признаков.

На эксплуатационной стадии в режиме нормальной эксплуатации глав­ными задачами мониторинга магистральных трубопроводов является кон­троль технической исправности всех их основных технических устройств (выявление наличия или возможного возникновения протечек и разру­шений), контроль загрязненности контактирующих с этими устройства­ми компонент природной среды и определяющих уровень ее загрязнен­ности параметров состояния этой среды.

Для операторов, осуществляющих мониторинг функционирования объектов магистрального нефтепроводного транспорта, разрабатывается автоматизированная система контроля технологических параметров и режимов работы. Система обеспечивает просмотр характеристик магист­ральных трубопроводов, насосных станций и их аппаратные характерис­тики (параметры насосов и т.п.), состояние задвижек и др. Она позволя­ет вычислять вертикальные профили участков трубопроводной сети, рас­считывать линии гидравлического уклона и др. [101].

Все это обеспечивает расширение возможностей Единой автоматизи­рованной системы управления (ЕАСУ) АК «Транснефть». Эта стратеги­ческая линия предусматривает обработку информации в виде цифровых электронных карт и аэрокосмических снимков местности по маршрутам трубопроводов, а также интеграцию географической информации с су­ществующими в ЕАСУ данными. Этим требованиям в полной мере от­вечают геоинформационные системы (ГИС).

ГИС позволяют решать три основных класса задач: информационно-справочные; сетевые; пространственный анализ и моделирование.

225

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Надежность эксплуатируемых трубопроводов связана с их техничес­ким состоянием. Для диагностики состояния стенки трубопровода сей­час широко используется пропуск внутритрубных снарядов («Калипер», «Ультраскан», «Лайналог», «Ось-МТ» и др.) и наружные методы непо­средственного контроля - магнитная, вихретоковая, радиоволновая, ра­диационная дефектоскопия и акустическая эмиссия, а для контроля труб­ной изоляции - электрическая и тепловая дефектоскопия.

Результаты внутритрубной диагностики позволяют оценить степень технического риска. Однако, аварии на разных участках трубопровода (подводный переход или переход через овраг, например) приводят к разным экономическим последствиям (потери нефти, экологический ущерб, затраты на ликвидацию последствий аварии и т.п.). Поэтому, при планировании инвестиций в трубопроводный транспорт (ремонт, дополнительные средства контроля технического состояния, реконст­рукция и замена дефектных участков и т.д.) целеообразно руководство­ваться критерием так называемого «техногенного риска», который учи­тывает не только технический риск аварии на рассматриваемом участке трубопровода, но и экономические последствия возможных аварий на этом участке.

В отраслевых нормативных документах регламентируется только рас­чет ущерба окружающей среде по факту аварии. Для прогнозирования и оценки экономических и экологических последствий возможных аварий целесообразно заранее моделировать происходящие при этом процессы. При решении подобных задач наиболее адекватным инструментом явля­ются ГИС. Например, по модели можно определить, куда будет стекать нефть в случае прорыва трубопровода на некотором участке и какова будет площадь загрязненной территории.

Таким образом, используя ГИС-технологии, можно, во-первых, пред­ложить критерии экологического риска и, во-вторых, разработать мето­ды его расчета и прогноза. Широкое использование ГИС позволяет на принципиально новом уровне решать задачи экологического мониторин­га трассы магистральных трубопроводов, проводить моделирование по­следствий аварийных разливов нефти и ранжирование участков магист­ральных нефтепроводов по экологическому и экономическому рискам для разработки планов проведения ремонтных работ и обслуживания трубопроводов.

Постэксплуатационная стадия мониторинга экологической безопасно­сти должна охватывать весь период от прекращения технической экс­плуатации средств транспортировки углеводородных энергоносителей до их полного демонтажа, утилизации и восстановления в естественном виде нарушенных ими компонент природной среды.

Анализ эколого-экономических, как и большинства любых сложных систем, чаще всего осуществляется на одном из трех уровней: объект-

226