logo
книга борьба полная версия

Глава 2. Риски разливов нефти на море

Основными источниками разливов являются грузовые операции натерминалах, при которых происходит разрыв шлангов, поломки грузо­вых устройств, переливы танков и повреждение грузовых танков при швартовых операциях. Согласно исследованиям ТАСИС, частота разли­вов нефти более 1 тонны при заходе судов на терминал может считаться равной 5x10" . При этом доля разливов в интервале 1-10 тонн составля­ет 0,79; в интервале 10-100 тонн - 0,17, в интервале 100-1000 тонн -0,036, а более 1000 тонн - 0,008, то есть 96% всех разливов на термина­лах не превышает 100 тонн [74].

Таким образом, согласно данной статистике, на 100 тыс. заходов тан­керов на терминале может произойти два разлива нефти массой 100 тонн и более. Если исходить из этого, то, например, на терминале Приморск при достижении им проектной мощности в 60 млн тонн/год при отгруз­ке нефти в танкеры дедвейтом 120 тыс. тонн возможен один разлив в 400 лет объемом более 100 тонн.


Танкер у причала нефтетерминала Шесхарис


115


В Новороссийске 6 декабря 1999 года во время шторма с якорных це­пей сорвало сирийское судно «Адхаджи» водоизмещением 260 тыс. тонн. Став неуправляемым, оно устремилось под порывами ветра силой до 30 м/с в направлении берега и навалилось на причал № 2 нефтебазы «Шес-харис». Первыми под удар попали причальные сооружения и паропровод. Судно смяло трубы нефтепровода, и в море хлынул поток нефти. Шква­листый ветер и пятиметровые волны долгое время не позволяли устано-

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

вить боновые заграждения и начать сбор разлившейся нефти. Благо, ветер дул в сторону берега и не давал пятну распространяться за акваторию пор­та. В течение суток порт находился под угрозой тяжелейшей катастрофы.

В Новороссийском порту также памятен пожар в октябре 2001 года на старом болгарском танкере «Хан Аспарух». Только благодаря герои­ческой работе спасателей 80 тыс. тонн нефти не загорелись, и танкер не взлетел на воздух.

Не существует такой организационно-технической структуры или та­кого оборудования для предотвращения и ликвидации разливов нефти, которые бы позволили исключить их полностью. Например, в крупней­шем нефтяном порту Европы - в Роттердаме, перевалившем в 2002 году около 190 млн тонн нефти, было зафиксировано более 420 крупных неф-теразливов.

В новогоднюю ночь 2002 года на нефтетерминале Порвоо (Финлян­дия) в Финский залив произошла утечка из-за разрыва трубопровода около 150 тонн дизельного топлива.

Еще больший риск разлива возникает при эксплуатации плавучих пе­регрузочных комплексов.

В 2003 году был принят в эксплуатацию рейдовый перегрузочный комплекс (РПК-1) в Кольском заливе для перевалки нефти НК «Юкос» из порта Витино (Кольский полуостров) южнее мыса Мишуки. В состав РПК входят 8 якорно-швартовных систем (якоря, бридели, бочки), по­зволяющих принимать и обеспечивать удержание танкеров-транспорти­ровщиков дедвейтом до 150 тыс. тонн при скорости ветра до 20 метров в секунду. К этим танкерам способны швартоваться для перегрузки нефти танкеры-челноки дедвейтом от 15 до 60 тыс. тонн. Комплекс работает в круглосуточном режиме. Его пропускная способность - до 5,4 млн тонн нефти в год [101].

Компания «Роснефть» с середины февраля 2004 года также организует поставки нефти в Европу через плавучий терминал-накопитель (РПК-3) в Кольском заливе. Терминал-накопитель представляет собою танкер дед­вейтом 360 тыс. тонн, на который поступает нефть из Тимано-Печоры. Сырье доставляется в Кольский залив малыми танкерами с нового терми­нала «Роснефти» в Архангельске. В свою очередь, с танкера-накопителя нефть экспортируется супертанкерами дедвейтом 250-300 тыс. тонн. Пер­воначально планируется экспортировать по этому маршруту 5-6 млн тонн нефти в год. В перспективе объемы экспорта нефти по этой схеме могут достигать 40-50 млн тонн в год, т.к. в этот проект могут быть вовлечены перспективные месторождения (Приразломное, Ванкорское и др.) [52].

Из материалов рабочего проекта, следует, что вероятность аварии при перегрузке нефти с такого накопителя, расположенного в открытом море, составит примерно 10~ , то есть один раз в 100 000 лет. При этом в каче­стве положительного примера беспроблемной, безаварийной эксплуатации

116