logo
книга борьба полная версия

Глава 1. Источники разливов нефти на суше и во внутренних водоемах России

марской области, когда судно загрузило на борт около 2 тыс. тонн лег­кой нефти. Пожар удалось потушить лишь на третий день. Из танкера произошел крупный выброс нефти. На Волге образовалось нефтяное пятно шириной 80 м и длиной километр, которое стало причиной массовой гибели птиц и рыб. Борьба с огнем потребовала титанических усилий: около пятисот пожарных и спасателей трое суток боролись с огнем. Судя по публикациям, зона загрязнения превысила 40 км, а в Волге плавало 1300 тонн нефти [109].

Только в Самаре насчитывается порядка 40 нефтеналивных танкеров, подобных «Виктории». И каждый представляет серьезную опасность для людей и реки.

В сентябре 2003 года в результате аварии на судне компании «Волго-танкер» в Онежскую губу Белого моря попало 45 тонн мазута. Это вызва­ло сильное загрязнение берегов, создало проблемы для лова рыбы, погу­било гусей и уток. Власти не сразу узнали об аварии. Первоначально ком­пания «Волготанкер» заявила о разливе всего лишь 500 кг. Ведь, если бы был указан объем более 500 кг, это уже считалось бы чрезвычайным про­исшествием, на которое надо было бы как-то официально реагировать. Экспертам понадобилось более 4 месяцев, чтобы определить официаль­ный объем разлива - 45 т. При этом учитывались температура мазута и воды, в которую он вылился, а также размеры пробоины в борту судна. Сколько его разлилось не по расчетам, а в реальности - неизвестно.

16 сентября 2004 года в расположенном на берегу реки Анабар в якут­ском поселке Юрюнг-Хая при выгрузке нефтепродуктов произошел взрыв в машинном отделении танкера «Ленанефть-2061». На борту аварийного танкера находилось 800 т бензина и 1400 т дизельного топлива. Начался пожар. Распространение огня на расположенную на берегу нефтебазу и поселок, в котором проживает 1000 человек, удалось предотвратить. На нефтебазе хранилось четыре тысячи тонн газоконденсата, 250 тонн бен­зина и 21 тысяча тонн дизельного топлива. На воде реки образовалась пленка нефтепродуктов шириной 30-60 м и длиной 12 км. Объем утеч­ки оценивался в 1,3 тонн нефтепродуктов. Этот разлив мог быть предот­вращен, если бы на борту судна и на берегу имелись бы элементарные средства для борьбы с ним. Во время пожара погибли 7 человек [109].

По иронии судьбы, в этот же день, когда случилось ЧП, проходило селекторное совещание по Дальневосточному округу субъектов водополь­зования. Обсуждались «Неотложные меры по предупреждению и ликви­дации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов». На совещании го­ворилось, что на практике частные судовладельцы и компании не в со­стоянии вкладывать финансовые средства в безопасность окружающей среды. Если в 2000 году на балансе судовладельцев Ленского бассейна находилось 36 единиц экологического флота, то в этом году - всего 18 судов природоохранного назначения. Причем на них отсутствуют нефте-

81

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

сборные устройства, боновые заграждения, что не позволяет организо­вать ликвидацию разливов нефти на водных путях.

Случившееся в Анабарском улусе еще раз показало, что каждый тан­кер, перевозящий нефтепродукты, должен иметь не только боновые за­граждения, но и реагентное хозяйство, а также устройство по сбору об­разующейся нефтяной массы на случай аварии.

Вообще каждый танкер или толкаемый состав должен иметь «Судо­вой план чрезвычайных мер по предупреждению загрязнения водной среды нефтью», в котором определяются:

а) действия экипажа при разливе нефтепродуктов;

б) порядок и очередность открытия/закрытия клинкетов, вентилей и люковых крышек с указанием ответственных лиц;

в) использование при незначительных разливах собственных средств ликвидации, сорбента, ветоши, лопат и т.д.;

г) оповещение всех заинтересованных лиц в случае возникновения инцидента с разливом;

д) привлечение судов типа «ОС», через диспетчера, для ликвидации разлива нефти до 1 тонны;

е) привлечение к ликвидации серьезного разлива ближайшей службы МЧС России и органов местной власти.

Реки России и так находятся в тяжелом экологическом состоянии. Во многих из них содержание нефти и нефтепродуктов значительно превы­шает предельно допустимые концентрации.

1.3. Утечки из нефтехранилищ

С момента добычи до непосредственного использования нефтепродукты подвергаются более чем 20 перевалкам, при этом 75% потерь происходит от испарений и 25% - от аварий и утечек.

Одним из основных видов потерь нефти и нефтепродуктов, полнос­тью не устранимых на современном уровне развития средств транспорта и хранения углеводородов, являются потери от испарения из резервуа­ров и других емкостей.

Потери углеводородных грузов от испарения незаметны и на первый взгляд кажутся незначительными. Однако именно испарение при отсут­ствии технических средств его сокращения является основным источни­ком потерь нефтепродуктов [45, 72, 98].

Выбросы углеводородов происходят от следующих источников вы­деления:

82