logo
книга борьба полная версия

Глава 3. Правовые акты в области борьбы с разливами нефти

Согласно требованию закона, необходимо срочно оповещать нацио­нальную группу быстрого реагирования, если произошли крупный взрывили пожар, аварийный разлив более 5 баррелей нефти в сутки, гибель или телесные повреждения людей, имущественный ущерб в размере бо­лее 50 тыс. долларов, а также загрязнение источников питьевой воды, судоходных внутренних вод и прибрежной зоны. Регистрируются и все нарушения стандартов качества водной среды, появление нефтяной пленки или пятен на ее поверхности, изменение цвета, накопление нефтяного осадка под поверхностью воды или на берегу. Специалисты группы обя­заны зарегистрировать принадлежность судна или предприятия, являю­щихся источниками аварийного разлива, уточнить месторасположение и наименование фирмы-владельца, дату, время, место возникновения раз­лива и все другие необходимые сведения.

Последствия аварийной ситуации обязаны устранять представители самой компании, ответственной за аварию, а также местные специали­зированные службы. Федеральное вмешательство допустимо только тогда, когда виновник разлива неизвестен или же масштабы инцидента пред­ставляют существенную угрозу для здоровья и благосостояния населе­ния. В этом случае назначаются федеральные координаторы, которые на местах руководят спасательными операциями. В их роли обычно выступают либо представители Агентства по охране окружающей сре­ды, либо сотрудники Службы береговой охраны США, в зависимости от того, в каком конкретном районе произошел аварийный инцидент. Федеральные координаторы контролируют процесс ликвидации послед­ствий аварий, проводят оценку ущерба, определяют виновников, а так­же готовят материалы для наложения штрафных и уголовных санкций. Если возникает необходимость в федеральной помощи, то координатор составляет соответствующий запрос. В этом случае финансирование аварийных работ идет из средств «Суперфонда» или Фонда компенса­ции ущерба в результате разливов нефти.

За возникновение утечек нефти в отношении предприятий и физи­ческих лиц в США могут применяться различные меры наказаний -частичное или полное возмещение ущерба, административные и судеб­ные штрафы, уголовные санкции.

При этом Закон «О нефтяном загрязнении» обычно ограничивает пределы материальной ответственности суммой 350 млн долларов за каждый разлив. Но если утечка произошла в результате крайней не­брежности, умышленных неправомерных действий или нарушения норм федерального законодательства, то ответственность виновников аварии равна полной сумме ущерба. Если же они неизвестны или же их по каким-либо причинам невозможно «наказать долларом», то затраты возмещаются из Фонда компенсации ущерба в результате разливов нефти.

203

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Законы отдельных штатов более детально расшифровывают лимиты ответственности в случае тех или иных видов нарушений, а также поотношению к различным предприятиям. Например, в штате Луизиана с 2000 года установлен лимит ответственности для нефтеналивных судов в размере 1200 долларов за 1 тонну нефти или 10 млн долларов для судов вместимостью более 3 тыс. тонн и 2 млн долларов для судов меньшего водоизмещения.

Административные штрафные санкции зависят также от тяжести нару­шений, которые делятся на два класса. Нарушения первого класса нака­зываются штрафами в размере до 10 тыс. за каждый их вид, однако сум­марный размер штрафов не может превышать 25 тыс. долларов. В случае более серьезных нарушений второго класса их размер может доходить до 10 тыс. долларов в день, но в сумме не должен превышать 125 тыс. долла­ров. После наложения административных штрафов второго класса в отно­шении ответчика не может быть использовано гражданское судопроизвод­ство за те же самые проступки.

В свою очередь суды могут назначать штрафы в размере либо до 25 тыс. долларов в день, либо до 1 тыс. долларов за каждый баррель разлитой нефти. В том случае, если авария произошла в результате явной халатности персонала или пренебрежения с их стороны выпол­нением своих прямых обязанностей, судебные штрафные санкции уве­личиваются до 100 тыс. долларов или до 3 тыс. за каждый баррель. Физическому лицу также может быть предъявлен иск о возмещении ущерба. Его максимальный размер ограничен 500 млн долларов.

В том случае, если предприятие не выполняет требования «плана пре­дотвращения утечек, контроля и контрмер», оно наказывается штрафами в размере до 25 тыс. долларов за каждый день нарушения этих правил. Владельцы и операторы предприятий, которые уклоняются от участия в ликвидации последствий аварий, могут быть подвергнуты штрафам в том же размере. А уголовная ответственность им грозит лишь в том случае, если они сознательно отказались уведомить соответствующие федераль­ные органы о возникновении аварийного разлива.

В дополнение к штрафным санкциям, применяемым на федеральном уровне, законодательством отдельных штатов установлены свои системы наказаний за загрязнение нефтью. Так, например, на Аляске размер штра­фа зависит от того, в какую среду попала нефть. Самый большой штраф -10 долларов за 1 галлон - установлен для утечек в акватории, где проис­ходит миграция рыб нерестовых пород, а также в пресноводные реки со значительными водными запасами. Штраф в размере 2,5 доллара за 1 галлон применяется при разливах в устьях рек, в замкнутых или при­ливных водоемах с морской водой; а штраф в 1 доллар за галлон - в случае утечки в открытую морскую или пресноводную среду. Если объем утечки превышает 69 тыс. литров, то применяется режим солидарной

204