logo
книга борьба полная версия

Глава 3. Правовые акты в области борьбы с разливами нефти

находиться свидетельство во время плавания, какие документы необхо­димо представить, чтобы получить свидетельство.

В 2000 году Юридический комитет ИМО принял Поправки к преде­лам ответственности в Протоколе 1992 года об изменении Международ­ной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года, которые вступили в силу с 1 ноября 2003 года. В связи с этим возникла необходимость внести соответствующее измене­ние и в правила КТМ Российской Федерации, в частности, в статью 320 «Ограничение ответственности собственника судна», изложив ее с уче­том принятых поправок в новой редакции.

В целях выполнения обязательств, вытекающих из участия Российс­кой Федерации в Конвенции о Фонде, согласно которым государство должно обеспечить, чтобы находящиеся на его территории организации -получатели нефти и нефтепродуктов, полученных после перевозки мо­рем и облагаемых взносами согласно Конвенции о Фонде, уплачивали взносы в Международный фонд, необходимо было установить государ­ственную систему мер, направленных на обеспечение выполнения Рос­сией этих обязательств.

Правительством Российской Федерации было принято постановление от 10 мая 2001 года № 362 «О порядке реализации положений Протоко­ла 1992 года к Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 1971 года». Со­гласно постановлению на Министерство транспорта Российской Феде­рации и Министерство энергетики Российской Федерации было возло­жено осуществление функций по выполнению обязательств, вытекаю­щих из участия Российской Федерации в Конвенции о Фонде.

В постановлении № 362, в частности, установлено, что находящиеся на территории Российской Федерации организации - получатели пере­везенных морем нефти и нефтепродуктов, облагаемых взносами соглас­но Конвенции о Фонде, обязаны в соответствии с Конвенцией о Фонде платить взносы в Международный фонд. В связи с этим организации-получатели обязаны представлять в Министерство энергетики Российс­кой Федерации ежегодно, не позднее 1 марта, сведения о количестве полученных в течение предыдущего календарного года перевезенных морем нефти и нефтепродуктов, облагаемых взносами согласно Конвен­ции о Фонде.

Министерство энергетики Российской Федерации, в свою очередь, ежегодно до 15 марта, должно составлять и передавать в Министерство транспорта Российской Федерации перечень организаций-получателей, обязанных в соответствии с Конвенцией о Фонде платить взносы в Меж­дународный фонд, с указанием количества полученных в течение преды­дущего календарного года перевезенных морем нефти и нефтепродуктов каждой организацией-получателем.

187

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Согласно постановлению № 362 на Министерство транспорта Рос­сийской Федерации была возложена обязанность представлять в Меж­дународный фонд полученные от Министерства энергетики Российской Федерации сведения (по форме и в сроки, установленные Конвенцией о Фонде) с целью исчисления размера ежегодного взноса, который взима­ется с каждой организации-получателя, и информировать об этом Пра­вительство Российской Федерации.

В целях обеспечения получения лицами, потерпевшими ущерб от загрязнения нефтью, полной компенсации своих убытков или ущерба, учитывая, что максимальной компенсации, предоставляемой в соответ­ствии с Конвенцией о Фонде, может оказаться недостаточно для удов­летворения потребностей в компенсации при некоторых обстоятельствах, 6 мая 2003 года на Международной конференции, проходившей в Лон­доне, был принят Протокол 2003 года к Международной конвенции о создании Международного фонда для компенсации ущерба от загрязне­ния нефтью 1992 года (далее - Протокол 2003 года).

В соответствии с Протоколом 2003 года создается «Международный дополнительный фонд для компенсации ущерба от загрязнения нефтью 2003 года» (ст. 2). Протокол 2003 года был открыт для подписания с 31 июля 2003 года до 30 июля 2004 года.

В соответствии со ст. 4 (Дополнительная компенсация) Протокола 2003 года Дополнительный фонд выплачивает компенсацию любому лицу, понесшему ущерб от загрязнения, если такое лицо не могло получить полную и достаточную компенсацию по доказанному требованию за та­кой ущерб на основании положений Конвенции о Фонде, поскольку об­щий ущерб превышает или имеется опасность того, что он превысит при­менимый предел компенсации, установленный в п. 4 ст. 4 Конвенции о Фонде в отношении какого-либо одного инцидента.

Общая сумма компенсации, выплачиваемой Дополнительным фондом на основании ст. 4 Протокола 2003 года в отношении какого-либо одно­го инцидента, ограничивается таким образом, чтобы совокупность этой суммы и суммы компенсации, фактически выплаченной на основании Конвенции об ответственности 1992 года и Конвенции о Фонде, в преде­лах сферы применения Протокола 2003 года, не превышала 750 милли­онов расчетных единиц.

Большое значение в разрешении вопросов ответственности в области защиты морской среды от загрязнения нефтью и нефтепродуктами игра­ет морское страхование.

Первое место среди основных видов морского страхования занимает страхование ответственности судовладельцев. Оно защищает их от пре­тензий со стороны третьих лиц, способных нанести ущерб их имуще­ственным интересам. В этом вопросе важное место принадлежит клубам взаимного страхования.

188