logo
книга борьба полная версия

Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов

ном, событийном или параметрическом, а иногда - с использованием ихразличных комбинаций.

На объектном уровне основными компонентами и элементами системы являются составляющие ее объекты, а функционирование системы рас­сматривается как движение в ней потоков масс, энергии, информации между этими объектами. На событийном уровне основными компонентами слож­ной системы выступают различные события или комплексы событий, а ее функционирование рассматривается как последовательность реализации таких событий или их комплексов. На параметрическом уровне компо­нентами системы являются параметры состояния составляющих ее эле­ментов, а функционирование системы рассматривается как реализация вза­имовлияний и взаимозависимостей этих параметров в системе.

Для решения задач разработки систем эколого-экономического мони­торинга на любом из перечисленных уровней разрабатывается специаль­ная методология, математический аппарат и необходимое программное обеспечение.

4.2. Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

Организация и проведение мероприятий по предупреждению и лик­видации разливов нефти и нефтепродуктов решается в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

В рамках РСЧС в целом координацию деятельности органов испол­нительной власти по ликвидации разливов нефти на суше и водных бас­сейнах в пределах территориальных вод Российской Федерации осуще­ствляет МЧС России.

Организация и проведение операций по ликвидации разливов нефти на море осуществляется Министерством транспорта Российской Федера­ции через Госморспасслужбу России и его региональные подразделения.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной вла­сти при возникновении чрезвычайных ситуаций, обусловленных разли­вами нефти федерального и трансграничного масштабов на море в рам­ках РСЧС или по поручению Правительства Российской Федерации, осуществляется МЧС России через Правительственную комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее Правительственная комиссия), положе­ние о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2003 года №11.

227

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Всоответствии с требованиями Постановления Правительства Рос­сийской Федерации от 15 апреля 2002 года № 240 все организации, име­ющие опасные производственные объекты, обязаны создавать собствен­ные формирования (подразделения) для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

К числу таких организаций относится, например, ОАО «АК «Транс­нефть». В компании для выполнения работ по ликвидации разливов неф­ти (ЛРН) создана сеть специализированных подразделений для прове­дения аварийно-восстановительных работ. В состав этих подразделений входят 40 центральных ремонтных служб и специализированное управле­ние по предупреждению и ликвидации аварий общей численностью около 7 тыс. человек. В составе аварийно-восстановительных подразделений име­ются более 700 экскаваторов, трубоукладчиков и бульдозеров, около 150 передвижных насосных агрегатов, 200 гусеничных плавающих транспор­теров, более 900 бортовых, специальных автомашин и тягачей с трейлера­ми, более 600 передвижных электростанций и сварочных агрегатов.

Компанией был разработан и согласован с МЧС России и Госгортех-надзором России «Табель оснащения предприятий Компании ОАО «АК «Транснефть» техническими средствами для ликвидации аварийных раз­ливов на подводных переходах магистральнх нефтепроводов и нефтена­ливных терминалов». Также были составлены схемы и места дислока­ции оборудования с обязательным условием, что время доставки сил и средств в любую точку аварийного разлива не должно превышать 3-х часов с момента обнаружения аварии при обязательном взаимодействии подразделений при ликвидации разлива [116].

В акватории нефтепорта Приморск ОАО «АК «Транснефть», установ­лена зона ответственности компании площадью равной 3,8 кв. км. Для ликвидации возможных аварийных разливов нефти на этой территории создана аварийно-восстановительная служба в составе 120 высококвали­фицированных аттестованных специалистов, имеющих сертификаты Меж­дународной морской организации (IMO). Данное подразделение оснаще­но 11 км боновых заграждений, 22-мя нефтесборными системами, позво­ляющими собирать разлитую нефть в объеме 1160 м в час. Помимо этого построено 7 судов природоохранного флота, включающего в себя бонопо-становщики, нефтемусоросборщик, сборщик льяльных вод, нефтеналив­ную баржу. Ведется строительство буксиров ледового класса.

В Минтрансе России федеральные функции аварийно-спасательного обеспечения на морском транспорте осуществляет Государственная мор­ская аварийная и спасательно-координационная служба Российской Фе­дерации (Госморспасслужба России) [74].

В состав Госморспасслужбы России входят:

- 8 бассейновых аварийно-спасательных формирований (БАСУ) - в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, Новороссийске, Корсако-

228