logo
книга борьба полная версия

Глава 1. Источники разливов нефти на суше и во внутренних водоемах России

привела к тому, что транспортные компании вынуждены рассматриватьвопрос о закрытии части своих магистральных трубопроводов, в том числе работавших на экспорт газа и нефтепродуктов. Это связано с тем, что суммы ущерба от хищения транспортируемых продуктов делают эти уча­стки трубопроводов нерентабельными.

Криминальные посягательства на магистральные нефтепроводы при­чиняют не только ощутимый материальный ущерб, но и создают предпо­сылки крупных техногенных катастроф с тяжелыми экологическими по­следствиями (из-за разлива нефтепродуктов), взрывами в зоне повреж­дений, пожарами, человеческими жертвами.

Наряду с хищениями, умышленные повреждения нефтепроводов мо­гут осуществляться с целью дестабилизации политической ситуации в регионе посредством совершения терактов.

В августе 2005 года Департаментом государственной защиты имуще­ства (ДГЗИ) МВД России были подготовлены предложения по внесе­нию изменений и дополнений в «Правила охраны магистральных трубо­проводов», утвержденных Ростехнадзором и Минпромэнерго России. Дополнительный раздел «Правил», предложенный указанным ведомствам, устанавливает требования по антикриминальной защите нефтегазопро­водов и инфраструктуры трубопроводного транспорта автоматизирован­ными техническими средствами охраны для определения места повреж­дения трубопровода в реальном масштабе времени. Представляемые сис­темы формируют многопозиционную зону обнаружения повреждений по длине охраняемого участка трубопровода путем размещения на нем сиг­нальных датчиков повреждений.

Такие системы дают возможность группам немедленного реагирова­ния отделов вневедомственной охраны при органах внутренних дел пре­секать несанкционированные подключения к магистральным нефтегазо­проводам, противодействовать совершению краж и диверсий. При этом появляется реальная возможность задерживать преступников на месте совершения ими противоправных действий, имея достаточный для воз­буждения уголовного дела набор вещественных доказательств. Современ­ный уровень вооружения, технической оснащенности, подготовки и пра­вового обеспечения подразделений вневедомственной охраны, численность которых по всей России составляет более 300 тысяч человек, позволит вести действительно эффективную борьбу с этим видом преступлений.

Все чаще объектами террористических актов становятся нефтепрово­ды и нефтескважины, танкеры и нефтетерминалы. Для того чтобы выве­сти из строя нефтепровод, не нужны десятки килограммов взрывчатки. Достаточно нарушить внешнюю стенку нефтепровода - и давление из­нутри сделает разрыв максимальным.

6 октября 2002 года был совершен террористический акт против фран­цузского супертанкера «Лимбург» водоизмещением 300 тыс. тонн у бе-

97

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

регов Йемена. На танкере произошел взрыв с разливом нефти в воду. Врезультате взрыва и пожара произошла утечка примерно 90 тысяч бар­релей нефти, образовавшей огромное пятно размером 500 км и толщи­ной 15 см. Почти 130 км побережья было загрязнено нефтью. Танкер «Лимбург» перевозил около 400 тыс. баррелей сырой нефти.

Морские компании по своей природе беззащитны перед угрозой те­рактов. Вооруженная группа может без труда захватить судно, тем более что инструкции ММО по борьбе с пиратством от июня 2001 года реко­мендуют экипажу не брать на борт оружие.

29 марта 2004 года чеченские боевики взорвали три действующие не­фтяные скважины на территории республики. Для ликвидации послед­ствий диверсии требовалось не менее трех месяцев при самом благопри­ятном стечении обстоятельств, общий ущерб от диверсий, совершенных на нефтепромыслах Чечни, превысил полмиллиарда рублей. Ежедневно в трех факелах сгорало более двух тысяч тонн нефти.

В Ираке боевики неоднократно взрывали нефтепроводы и атаковыва­ли морские нефтетерминалы, что приводило к большим разливам нефти и огромным убыткам, срывая на длительное время поставку нефти на экспорт. 24 апреля 2004 года 3 начиненных взрывчаткой катера со смерт-

98