logo
книга борьба полная версия

Глава 1. Источники разливов нефти на суше и во внутренних водоемах России

Рис. 3. Схема устройства магистрального нефтепровода

Наиболее массовыми и ответственными объектами контроля и управ­ления на телемеханизированных магистральных нефтепроводах являют­ся линейные задвижки, перекрывающие поток нефти при аварии, кото­рые устанавливаются на линейной части нефтепровода на расстоянии порядка 20-30 км друг от друга.

Сырая нефть и готовые нефтепродукты хранятся в объемных резер­вуарах, обычно располагаемых в удаленных районах. Группы таких резервуаров получили название резервуарных парков. Резервуарный парк (РП) является неотъемлемой частью трубопроводного транспорта. Он предназначен, с одной стороны, для сбора нефти со скважин и первичного разделения нефти и воды, с другой - используется как буфер, связывающий несколько трубопроводных систем. РП включает в себя коллекторы, резервуары и группы резервуаров (для хранения разносортной нефти).

Товарную нефть сдают нефтетранспортным предприятиям (НТП) для передачи на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ).

Нефтепроводы - наиболее экономичный способ транспортировки не­фти. Основная экономическая привлекательность трубопроводного транс­порта основывается на том, что перемещение груза с его помощью осу­ществляется без помощи контейнеров, цистерн и т.д. Кроме того, при использовании трубопровода отсутствует стадия погрузки-разгрузки, тре­бующая больших затрат на оплату труда обслуживающего персонала. Не зависит «труба» и от погодных условий, как, например, танкерный флот.

41

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

При движении по трубопроводам скорость нефти остается постоянной (за исключением случаев аварий), в то время как стоимость транспорти­ровки постоянно снижается по мере роста объема перекачиваемых ре­сурсов. В результате «путешествие» нефти по трубе на расстояние свы­ше 500 км обходится более чем в 10 раз дешевле по сравнению с каким-либо другим способом.

Нефтепроводная система Российской Федерации является составной частью топливно-энергетического комплекса страны. Она формировалась как Единая система нефтеснабжения (ЕСН) [99, 102].

Надежность систем магистрального трубопроводного транспорта нефти, нефтепродуктов является важнейшим фактором стабильности и роста эко­номического потенциала России. Этим транспортом перемещается почти 99% нефти и около 25% нефтепродуктов. По ним обеспечиваются постав­ки нефти в страны СНГ и Прибалтики, в европейские государства - в Германию, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Хорватию и Сербию. Кроме того, трубопроводная система позволяет прокачивать нефть к терминалам на Черном и Балтийском морях. В 1999 году было введено новое экспортное направление через Бутинге в Литве, а в 2001 году пост­роен нефтяной терминал в Приморске (Ленинградская область).

ЕСН формировалась как целостная инженерная и экономическая си­стема с централизованным управлением технологическими режимами.

42