logo
книга борьба полная версия

Глава 2. Риски разливов нефти на море

Owner Pollution Federation - ITOPF [111]) Хелен Томас и ее коллеги в 2003 году создали всемирную карту загрязненности воды нефтепродук­тами. Они собрали информацию об основных утечках нефтепродуктов, которые имели место в период с 1974 года до сегодняшнего дня, а также причины этих инцидентов. Участники проекта проверили, какие страны ратифицировали международные соглашения типа «Готовность борьбы с нефтяными загрязнениями» и «Соглашение о сотрудничестве». В част­ности, анализ ITOPF показал, например, что большие отрезки береговой линии Африки не имеют никаких адекватных планов восстановления в случае возможного бедствия.

На карту было нанесено количество нефти, переправляемое через те или иные регионы мира, а также готовность этих областей справиться с возможным в связи с этим кризисом. Оказалось, что Черное море нахо­дится в самом плачевном состоянии. Следом за ним в списке идут побе­режье Великобритании, Средиземное море и северо-западная часть Ти­хого океана. Далее в списке опасных регионов - гавани Красного моря, древние коралловые острова в западной части Индийского океана.

По их мнению, крушения танкеров - основная причина загрязнения. Серьезность аварии зависит от количества и типа нефтепродуктов, вы­лившихся в море, погодных условий в момент аварии, а также глубины воды и особенностей морского дна в районе катастрофы. Очень важен и «административно-человеческий» фактор - насколько эффективно госу­дарственные службы реагируют на происшедшее.

Порядка 50% своих экспортных поставок нефти Россия осуществляет морским путем, что не исключает возможность аварийных разливов не­фти в море. Отсюда возникает обязанность обеспечения адекватной го­товности к реагированию на такие аварии с тем, чтобы до минимума снизить возможные ущербы окружающей среде, населению и экономике. Такая система реагирования может быть создана только на основе оцен­ки и анализа риска разливов нефти.

Под оценкой риска разливов нефти в море понимается:

Результаты оценки риска являются базой для разработки мероприя­тий по снижению количества аварий и их последствий, затрат на их осу­ществление и принятия решения о целесообразности планируемого вида деятельности. Расчет объемов разливов нефти и их частоты является

ИЗ

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

основным параметром для классификации чрезвычайных ситуаций в мореи для расчета достаточности сил и средств ликвидации разливов.

Основными источниками разливов нефти являются грузовые опера­ции на нефтяных терминалах, аварии танкеров, перевозящих нефть и нефтепродукты, незаконные эксплуатационные сбросы с судов нефтесо-держащих отходов и аварии на буровых платформах.

2.2. Разливы нефти на нефтетерминалах

Основными узлами перевалки нефти и нефтепродуктов на морские суда на экспорт осуществляется через специально оборудованные нефте-терминалы, которые могут входить в состав морских портов или обору­доваться в качестве самостоятельных портовых сооружений. В состав нефтетеминала входят причальные сооружения (стационарные и плаву­чие), перекачивающие мощности, береговые нефтебазы, трубопроводы. Список крупнейших нефтяных портов России и объемов перевозок, а также возможных объемов разлива нефти приведен в таблице 20.

Таблица 20

Возможные объемы разлива нефти на нефтетерминалах морских портов

России

Порт

Объем перевозок, тыс. тонн

2004 год

2010 год

Санкт-Петербург

13 560

10 000

Приморск

44 565

52 000

Калининград

7981

10000

Высоцк

1555

14 000

Мурманск

6279

60 00

Архангельск

3680

5000

Владивосток

2372

3000

Перевозная

-

60 000

Находка

6937

15 000

Ванино

2970

5000

О. Сахалин

1884

8000

П.-Камчатский

644

1000

Астрахань

1548

3000

Махачкала

4329

7000

Новороссийск

77 435

НО 000

Туапсе

14 719

15 000

Темрюк и Кавказ

7723

10 000

114