logo
книга борьба полная версия

Глава 2. Риски разливов нефти на море

роены города и промышленные объекты, освоены новые земли, которыев настоящее время затапливаются или находятся под угрозой затопле­ния. В бассейне Каспийского моря размещено свыше 200 крупных пред­приятий и 100 больших городов. С подтоплением неразрывно связана проблема перемещения береговой черты, которая передвинулась уже на 20~30 км. В результате повышения интенсивности штормовых нагонов происходит размыв защитных дамб и затопление морскими водами при­брежных нефтепромыслов.

Другая проблема Каспия - высокая геодинамическая активность, из-за которой велика вероятность различных техногенных катастроф, про­садок, подвижек земной поверхности, локальных землетрясений. Пер­вый признак этих негативных явлений - падение пластового давления, которое, в частности, довольно активно происходит на Тенгизе.

Непростая ситуация складывается в Астраханской области. В этом российском регионе не только имеется высокая геодинамическая актив­ность, но еще и было проведено 15 ядерных подземных испытаний, и это также оказывает соответствующее влияние на геологическую обстанов­ку. В 2000 году здесь произошло мощное землетрясение, эпицентр кото­рого располагался в море. Многие эксперты нашли прямую взаимосвязь между нефтедобычей и геодинамикой и склонны связывать это событие с работами по реализации нефтегазовых проектов.

Очень тяжелое положение на Каспии складывается с рыбными запа­сами. Еще в середине 80-х годов прошлого века советскими и иранскими рыбаками добывалось свыше 30 000 тонн осетрины. К 1995 году офици­альный лов сократился до 3100 тонн. Наряду с объемом лова сократился и средний размер рыбы. За последние 20 лет уровень содержания кисло­рода в море на глубине 100-200 м снизился на 40%. В организмах от­ловленных экологами осетров был обнаружен огромный уровень гидро­карбонатов, парафина и некоторых тяжелых металлов. Официальная до­быча России, Азербайджана, Казахстана и Туркмении в 2000 году составила всего 650 тонн при разрешенной квоте 890 тонн. На 2001 год квоты для четырех стран Каспия (кроме Ирана, который сам устанавли­вает свои квоты) на добычу осетровых установлены в объеме 490 тонн. По иранским статистическим данным, если в 1990-м году на Каспии было добыто 3000 тонн черной икры, то в 2002 году удалось набрать лишь 145 тонн [84].

Хрупкость экосистемы Северного Каспия с дельтами Волги, Урала и Эмбы заключается в его мелководности. Средняя глубина - 3,3 метра. Естественно, при бурении скважин повреждается морское дно - основа жизни всех обитателей Каспия. В зимнее время толщина льда на мелко­водьях достигает 12 метров, во многих местах касаясь дна. Под действи­ем ветра лед может двигаться, вызывая наслоение льдин и образование торосов, превращаясь в неподвижные нагромождения льда (стамухи)

149

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

шириной до полукилометра. Если нефть будет найдена в достаточных количествах, число скважин станет измеряться десятками, и тогда мел­ководье Северного Каспия может превратиться в огромную нефтяную лужу. Ну а если случится выброс нефти - недалеко и до экологической катастрофы.

Современная экологическая ситуация Каспийского региона определя­ется расширением масштабов добычи углеводородных ресурсов всеми прикаспийскими государствами. В этой связи с каждым годом все острее становится проблема нефтяного загрязнения и экологической безопас­ности Каспия. Низкий уровень техники разработки месторождений, до­вольно частые аварии на нефтяных скважинах и при разведочном буре­нии, отсутствие эффективных решений и средств локализации разливов нефти ведут к поступлению в море значительных, трудно поддающихся точному учету, объемов нефти. Ситуация зачастую усугубляется несоб­людением нефтедобывающими компаниями экологических требований и нормативов [64, 65, 66, 84].

Неудовлетворительное техническое состояние затопленных нефтяных скважин месторождений «Юго-Западный Тажигали» и «Прибрежное» казахстанского сектора Каспия явилось причиной нефтяных разливов на море в 2001 году и в мае 2003 года. Четыре раза фиксировались раз­ливы нефти при испытаниях скважин «Западный Кашаган-1», «Восточ­ный Кашаган-3» и «Каламкас-1». Аварийные разливы нефти имели мес­то и в морском порту Актау.

В 2001-2002 годах произошли разливы при транспортировке нефти танкерами «Ислам Сафарли» и «Виктор Кибенок», при загрузке танкера «Гафур Мамедов».

22 октября 2002 года вблизи города Баку потерпел крушение и зато­нул паром «Меркурий-2» с 18 цистернами нефти на борту. Погибло 45 человек, а площадь разлитой нефти составила 15 квадратных километ­ров [109].

Огромные «нефтяные пятна» площадью до 800 квадратных километ­ров можно нередко наблюдать и в акватории южного и среднего Каспия.

Последние исследования показывают, что на экологию Каспия влияют факторы не только техногенного, но и природного происхождения. Так, в апреле-мае 2001 года произошло подводное землетрясение, которое сопро­вождалось выбросом из недр химических веществ и резким повышением температуры воды, что привело к массовой гибели рыбы. Потенциальную опасность крупномасштабного нефтяного загрязнения Каспия представ­ляет планируемое строительство нефте-газотрубопроводов по дну моря.

Перевозка сырой нефти на нефтеналивных баржах из Актау в Баку и в другие места представляет собой высокий риск, поскольку танкеры устарели, не имеют современного навигационного оснащения и не отве­чают международным стандартам.

150