logo
книга борьба полная версия

Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов

а) скиммеры и боны:

б) оборудование, применяемое для работы во льдах:

- оборудование, применяемое для работы во льдах, должно быть тща­ тельно испытано в ледовых условиях;

в) диспергенты:

- использование диспергентов в закрытых портовых акваториях долж­ но быть ограничено, и они могут применяться только в исключи­ тельных случаях, на основании проведенного АСЭВ, когда не мо­ гут быть применены механические средства сбора нефти и если диспергенты не окажут отрицательного воздействия на прибреж­ ные районы. Любое применение диспергентов должно быть одобре­ но государственными органами, осуществляющими государствен­ ный экологический контроль на море;

г) боны:

Количество бонов рекомендуется выбирать, исходя из размеров захо­дящих танкеров, целесообразно иметь боны в количестве равном двой­ной длине танкера. Это позволяет избежать растекания и уноса нефти от причала. Такое требование выдвигает необходимость иметь хорошо ра-

235

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

ботающую систему оповещения об авариях и тренированные экипажи буксиров, оперирующих бонами.

В соответствии с российской нормативно-правовой базой нефтяные терминалы обязаны иметь собственные специализированные суда и оборудование. Если разлив превышает этот уровень, то терминалы долж­ны иметь договорно оформленный доступ к ресурсам регионального (бас­сейнового) и национального (федерального) планов.

Помимо наличия оборудования для борьбы с разливами нефти необ­ходимо иметь и специалистов, способных использовать это оборудова­ние наиболее эффективным образом. Для решения проблемы подготов­ки специалистов по ликвидации разливов нефти в марте 2002 года. Ми­нистерством транспорта Российской Федерации было издано распоряжение о создании региональных учебно-тренировочных центров.

В ведении Минпромэнерго России (отдел по координации деятельно­сти противофонтанных военизированных частей (ПФВЧ) и обеспечению безопасности ведения работ в нефтяной промышленности), ОАО «Газ­пром» (ООО «Газобезопасность») находятся противофонтанные аварий­но-спасательные формирования, которые обслуживают объекты нефте­газового комплекса и геологоразведочных работ.

Основные проблемы и нерешенные вопросы использования этих сил связаны с недостаточным финансированием ПФВЧ, что отрицательно влияет на выполнение комплекса работ по предупреждению и ликвида­ции нефтяных и газовых фонтанов, эффективность и оперативность при­нятия решений. Если в газодобыче финансирование ООО «Газобезопас­ность» централизованно осуществляет ОАО «Газпром», то в нефтяной отрасли Минпромэнерго России только координирует деятельность ПФВЧ и их подразделений. Фактически финансирование ПФВЧ происходит за счет средств, поступающих от реализации договоров с обслуживаемыми предприятиями нефтедобывающего комплекса.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 486 от 28.06.01 года «О совершенствовании деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опас­ных объектах», и приказом МЧС России от 02.08.01 года № 347 создано специальное подведомственное МЧС России государственное учрежде­ние «Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ спе­циального назначения» («Госакваспас»).

Одной из основных задач выполняемых этой службой является также участие в локализации и ликвидации разливов нефти в водной среде, для чего оно имеет определенные силы и средства.

В состав Службы входят четыре подразделения: Центральный терми­нал (Москва) и на правах филиалов: Центры аварийно-спасательных служб по проведению подводных работ специального назначения на Се­веро-Западном, Южном и Дальневосточном направлениях (города Бал­тийск, Геленджик, Корсаков).

236