logo
книга борьба полная версия

Глава 2. Риски разливов нефти на море

Важной проблемой Балтийского региона является создание условий для роста внешнеторговых перевозок через его территорию, создание внем благоприятных конкурентных условий активизации в транспортном процессе российских перевозчиков. В модернизации транспортной инф­раструктуры в целом просматривается необходимость развития морской инфраструктуры на Балтике, как основной составляющей евроазиатско­го транспортного коридора «Север-Юг», соглашение о создании которо­го было подписано между Россией, Ираном и Индией и зафиксировано в декларации второй Международной Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге в сентябре 2000 года.

Исходя из согласованного развития портов Балтийского региона и их системной специализации, каждый из портов развивается как единый транс­портный узел, включающий в себя морские и сухопутные транспортные коммуникации, складские комплексы, с учетом оптимального использова­ния территории, а также экологических и градостроительных ограничений.

Пуск первой очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС) в 2001 году положил начало независимости России от других стран при транзите нефти.

Ближайшими конкурентами российских портов на Балтике являют­ся порты, прежде всего, Эстонии, Латвии и Литвы: Вентспилс, Рига и Лиепая в Латвии, Бутинге и Клайпеда в Литве, куда нефть и нефте­продукты могут поставляться по нефте- и продуктопроводам, и Мууга в Эстонии, куда доставка нефтепродуктов возможна только железнодо­рожным транспортом.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 1998 года № 392-р была разработана генеральная схема развития Санкт-Петербургского транспортного узла (Большого порта Санкт-Петербург), предусматривающая развитие портовых мощностей до 2010 года на гру­зооборот 62 млн тонн грузов.

В настоящее время в порту продолжается развитие комплекса для неф­тепродуктов, осуществляемое компанией ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» (ПИТ). Введены в эксплуатацию нефтепричал для морских су­дов грузоподъемностью 30 тыс. тонн с грузооборотом 0,8 млн тонн, два причала для речных судов общей мощностью 1,4 млн тонн. В 2003 году в порту было перевалено 7,2 млн тонн нефтепродутов. Порт собирается рас­ширить ассортимент переваливаемых продуктов за счет сырой нефти и бензина. Планируется строительство железнодорожной эстакады для пе­ревозки сырой нефти. Намечается также перевалка сырой нефти с речных танкеров на морские. К 2005 году планируется увеличить пропускную способность терминала до 15 млн тонн. Дноуглубительные работы, выпол­няемые администрацией порта Санкт-Петербург, позволят принимать тан­керы грузоподъемностью 80 тыс. дедвейт, вместо 30-35 тыс. дедвейт в настоящее время.

129

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Увеличение потока нефтепродуктов по Балтийскому морю в первуюочередь связано со строительством новых и увеличением имеющихся мощностей портов в самой восточной части Балтийского моря на терри­тории России - в Приморске, Высоцке, Санкт-Петербурге, Усть-Луге и Вистино. В 2010 году через Балтийской море планируется перевезти 185 млн тонн российских внешнеторговых грузов, в том числе 110 млн тонн нефти и нефтепродуктов (таблица 23).

Таблица 23

Мощности существующих и строящихся нефтетерминалов портов России на побережье Балтийского моря в Ленинградской области

Порт

Существующая мощность

Проектируемая мощность

Сырая нефть

Нефтепродукты

Сырая нефть

Нефтепродукты

ПНТ

-

7,5

1,0

15,0

Усть-Луга

-

-

5,5

-

Приморск

40,0

-

42,0

24,0

Высоцк

-

-

-

10,75

Батарейная

-

-

-

15,0

Общая мощность

40,0

7,5

48,5

64,75

В 2003 году государственная компания «Роснефть» также заявила о намерении построить крупный экспортный терминал на северном берегу Финского залива. Он будет третьим по мощности после нефтяных пор­тов «Транснефти» в Приморске и Новороссийске. Его планируется со­орудить рядом с уже действующим портом компании «Транснефть» в Приморске. Новый терминал мощностью 30 млн тонн будет рассчитан на прием до 500 танкеров в год.

В январе-феврале 2004 года объемы нефти, вывезенной через россий­ские порты на Балтике, впервые оказались выше показателей по пере­валке экспортной нефти отечественными портами на Черном море на 11%. Балтика стала главным экспортным каналом для вывоза российс­кой нефти.

По данным «Транснефти», в прошлом году на Европу пришлось по­чти 95% всей вывезенной из России нефти, из которых около 30% было отгружено через конечный пункт БТС - порт Приморск.

Началась эксплуатация и другого балтийского нефтетерминала - в Высоцке, принадлежащего компании «Лукойл». Его первая очередь мощ­ностью 4,7 млн тонн была запущена в 2004 году, в апреле 2005 года в строй была введена вторая очередь. Сейчас пропускная способность со­ставляет 7 млн тонн в год, а после завершения строительства в 2006-м его мощность достигнет 12 млн тонн в год [107].

130