logo
книга борьба полная версия

Глава 3. Правовые акты в области борьбы с разливами нефти

литься на отсеки и удовлетворять требованиям аварийной устойчивости таким образом, чтобы при любых условиях загрузки обеспечивалась жи­вучесть судна после столкновения.

Протокол 1978 года содержит также некоторые изменения к Прило­жению I Конвенции 1973 года. Танки изолированного балласта (ТИБ) должны быть на всех новых танкерах грузовместимостью 20 000 тонн и более (в Конвенции 1973 - 70 000 тонн и более). Протокол также требу­ет такого расположения ТИБ, чтобы они могли защитить грузовые тан­ки в случае столкновения или посадки на мель.

Другое важное нововведение касалось очистки сырой нефтью (ОСИ), которая была разработана нефтедобывающей промышленностью в 1970-х и имеет много достоинств. При ОСИ танки моются не водой, а сырой нефтью. ОСИ была принята как альтернатива к ТИБ на суще­ствующих танкерах и как дополнительное требование - на новых.

Для существующих танкеров, перевозящих сырую нефть (построен­ных перед вводом в действие Протокола 1978 года) была третья альтер­натива сроком на два-четыре года после вступления в силу MARPOL 73/78. Система танков чистого балласта (ТЧБ) подразумевает использо­вание некоторых танков только для балластной воды. Это дешевле, чем полная ТИБ-система, так как система ТЧБ использует существующие насосы и трубопроводы, но по истечении вышеуказанного периода на таких танкерах должны быть установлены другие системы.

Некоторые танкеры работают только на определенных маршрутах меж­ду портами, которые обеспечены соответствующими приемными соору­жениями. Некоторые не используют воду в качестве балласта. Конфе­ренция 1978 года признала, что такие суда не должны подчиняться всем требованиям MARPOL 73/78.

Эффективность международных соглашений зависит от степени ис­полнения их, а это в свою очередь в основном зависит от степени к ним принуждения. Поэтому Протокол 1978 года ввел более строгие правила освидетельствования и сертификации судов.

Поправки 1992 года к Приложению I сделали двухкорпусную конст­рукцию новых танкеров обязательной.

Все суда за исключением малых, занятые на международных рейсах, должны иметь на борту легитимные международные сертификаты, кото­рые могут быть приняты в иностранных портах как свидетельство того, что судно исполняет требования Конвенции.

Если есть явные основания для предположения, что состояние судна или его оборудования существенно не соответствует положениям серти­фиката, или если судно не имеет на борту такового, соответствующая инстанция, проводящая инспекцию, имеет право задержать судно до тех пор, пока не убедится в том, что судно может выйти в море, не представ­ляя угрозы окружающей морской среде.

175

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Была разработана процедура внесения поправок. Поправки к техни­ческим Приложениям MARPOL 73/78 могут быть приняты, используя процедуру «молчаливого принятия», согласно которой поправки не всту­пают в силу в указанную дату лишь в том случае, если соответствующее число Сторон подает протест против поправки к соответствующей дате.

Обычно поправки принимаются либо Комитетом защиты окружаю­щей морской среды IMO (МЕРС), либо Международной конференцией.

Поправки 1984 года. Принятие - 7 сентября 1984 года. Ввод в действие - 7 января 1986 года. Поправки к Приложению I были раз­работаны с целью упрощения и повышения эффективности его испол­нения. Новые требования были предназначены для предотвращения сброса нефтесодержащих вод в «особых зонах», а также были ужесто­чены другие требования. Но в некоторых случаях они были ослаблены при соблюдении соответствующих условий, например, разрешались не­которые сбросы ниже ватерлинии, что исключило потребность в допол­нительном трубопроводе.

Поправки к Приложениям I и V 1990 года. Принятие - ноябрь 1990 года. Ввод в действие - 17 марта 1992 года. Поправки придали ста­тус особой зоны Антарктики под Приложения I и V.

Поправки 1992 года. Принятие - 6 марта 1992 года. Ввод в действие -6 июля 1993 года. Поправки к Приложению I изменяют требования «двой­ного корпуса» для новых танкеров (танкеры, заложенные после 6 июля 1993 года). Правило 13F требует, чтобы все новые танкеры грузовмести­мостью 5 000 тонн и более были оснащены двойным корпусом, отделен­ными друг от друга, по крайней мере, 2 метрами (на танкерах грузовмес­тимостью менее 5 000 тонн - 0,76 м).

В качестве альтернативы танкеры могут быть построены по принципу «центральной переборки», согласно которому давление в грузовом танке не должно превышать внешнее гидростатическое давление воды. Подоб­ные танкеры имеют двойной борт, но одно днище. Внутри грузового тан­ка установлена горизонтальная «центральная переборка», которая своим передвижением обеспечивает положительную разность давлений снару­жи и внутри танка.

Другие методы проектирования и строительства могли быть приня­ты в качестве альтернативных при условии, что такие методы гаранти­руют, по крайней мере, тот же уровень защиты против загрязнения нефтью в случае аварии и одобрены Комитетом защиты окружающей морской среды IMO.

Для нефтяных танкеров грузовместимостью 20 000 тонн и более уста­новлены новые требования к разделению переборками и к остойчивости.

Поправки также значительно уменьшили количество нефти, которое может быть сброшено в море с судов (например, после чистки грузовых танков или из колодцев машинного отделения). Первоначально танке-

176