logo
книга борьба полная версия

Глава 3. Правовые акты в области борьбы с разливами нефти

прилегающего побережья по широкому спектру показателей, а такженаделил Агентство по охране окружающей среды и Службу береговой охраны всеми необходимыми полномочиями по борьбе с аварийными загрязнениями.

Закон также определил необходимость разработки и введения в дей­ствие «Национального плана на случай непредвиденных загрязнений не­фтью и ядовитыми веществами» и нормативных документов по порядку предотвращения нефтяных загрязнений. С тех пор все эти требования стали обязательными для любых коммерческих операторов, осуществля­ющих крупномасштабную транспортировку и хранение нефти.

Эти требования еще больше ужесточил принятый в 1976 году закон «О сохранении и восстановлении природных ресурсов». Была создана особая программа по ликвидации утечек из подземных хранилищ бензи­на, нефти и прочих жидкостей, создающих угрозу для чистоты подзем­ных вод. Для всех типов хранилищ были установлены четкие требова­ния по обнаружению и предотвращению аварийных утечек, а также об­разован федеральный целевой траст-фонд компенсации ущерба.

В 1980 году новый закон «О действиях, компенсации и ответственно­сти при загрязнении окружающей среды» ввел штрафные санкции и оп­ределил источники финансирования непредвиденных расходов для лик­видации загрязнений. Во исполнение этого закона был образован самый крупный в США целевой траст-фонд, предназначенный для ликвидации захоронений опасных отходов, получивший название «Суперфонд». А в 1986 году был принят закон «О совершенствовании и введении в дей­ствие Суперфонда».

В том же году вступил в силу и Закон «О планировании действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций и праве общественности на информацию». Он предусматривает неотъемлемое право населения неза­медлительно получать все данные о состоянии окружающей среды в случае любой утечки или загрязнения. А операторы и местные власти с тех пор стали нести строгую ответственность за своевременное предоставление информации об авариях специалистам по охране окружающей среды, полиции, пожарным, медицинским учреждениям, представителям СМИ и широкой общественности. Кроме того, власти каждого штата обязаны сформировать региональную комиссию по быстрому реагированию в слу­чае чрезвычайных ситуаций.

В 1990 году был принят специальный Закон «О нефтяном загрязне­нии» (Oil Pollution Act). Принятие этого закона подтолкнули катастро­фические последствия аварии танкера «Экссон Валдиз» у берегов Аляс­ки в 1989 году. Он обязал всех перевозчиков топлива, а также владель­цев трубопроводов и нефтехранилищ разработать планы действий персонала в аварийных ситуациях. Были установлены специальные про­цедуры оповещения и оказания федеральной поддержки при ликвида-

201

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

ции загрязнений, введен порядок выделения дополнительных государ­ственных средств и ресурсов. Был сформирован и новый национальныйвнебюджетный Фонд компенсации ущерба в результате разливов нефти. В большинстве штатов были приняты и дополнительные местные зако­ны, а также подзаконные акты, конкретизирующие положения этого до­кумента с учетом местной специфики.

Основным источником средств для упомянутого фонда является налог в размере 5 центов от продажной стоимости каждого барреля импортиро­ванной или добытой в стране нефти. Другими источниками являются бан­ковские проценты, начисляемые на его активы, компенсации затрат по аварийным разливам, взыскиваемые с ответчиков, и штрафы. На практике этот налог не взимается с 1995 года, так как к этому времени в фонде уже была накоплена установленная законом сумма - 1 млрд долларов.

Аналогичные фонды были созданы во многих штатах. Так, в Луизиа­не для его формирования установлен сбор в размере двух центов за каж­дый баррель нефти, перегружаемый через морские портовые терминалы штата. Фонд защиты прибрежной зоны в штате Вашингтон финансиру­ется за счет местных сборов, штрафов и выплат, связанных с утечками нефти. В Калифорнии в такой фонд поступает по 5 центов от продажи каждого барреля нефти и нефтепродуктов. А в Орегоне размер сборов зависит от видов перевозок и типов применяемых судов.

Результатом такой упорной законотворческой работы явилось резкое снижение объема аварийных разливов нефти.

Согласно американскому законодательству, операторы потенциально опасных предприятий, а также крупных транспортных систем, нефтепро­водов и хранилищ обязаны заблаговременно разрабатывать детальные планы действий на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Не­выполнение этого условия карается штрафными санкциями, налагаемы­ми региональными управлениями Федерального агентства по охране ок­ружающей среды.

Кроме того, компании должны разработать и внедрить дополнитель­ные «планы предотвращения утечек, контроля и контрмер». Сегодня та­кие планы имеются у 55 тыс. топливных предприятий. В них, помимо прочего, содержатся прогноз утечек, история аварийных разливов за по­следние три года, а также изложен порядок обучения и переподготовки персонала. Аналогичное планирование действий в чрезвычайной обстановке одновременно осуществляется на четырех уровнях: в предприятиях, в ме­стном муниципалитете, властями штата и на федеральном уровне.

В Агентстве по охране окружающей среды имеется постоянная на­циональная группа быстрого реагирования, которая делегирует своих представителей во все региональные группы. Агентство также выделяет экспертов и менеджеров по организации очистных и восстановитель­ных работ.

202