logo
книга борьба полная версия

Глава 2. Риски разливов нефти на море

Вероятность разливов нефти при эксплуатации нефтяного месторож­дения «Кравцовское» (Д6) в результате аварии на морской добываю­щей платформе или подводном нефтепроводе существует и подтверж­дается Планом по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, разработанным ООО «Лукойл-Калининград-морнефть».

В качестве максимально возможной аварии на морской платформе принимается сценарий потери контроля над одной скважиной и несраба­тывания системы противоаварийной защиты; при этом расчетный объем попадания нефти в море - 204 м или 167,3 тонн. Максимальный объем нефти, попадающей в море при разрыве трубопровода - 347,6 м или 285 тонн.

135

Ликвидация последствий возможных аварийных нефтяных разливов может быть затруднена в результате опасных гидрометеорологических явлений, присущих юго-восточной Балтикой. Под юго-восточной Балти-

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

кой понимается морская акватория и прилегающая к ней Калининградс­кая область и Литовская Республика.

Возможности использования технических средств ликвидации аварий­ных разливов нефти на море при сложных гидрометеорологических яв­лениях чрезвычайно ограниченны.

Побережье Балтийского моря песчаное, а песчаные пляжи относятся к типам побережий, имеющих самую низкую способность к самоочище­нию от нефтяного загрязнения.

Общая мощность загрязненного песка может составить 0,4-1,0 метра, а загрязнение может покрыть пляжи буквально во всю их ширину (пос­ле катастрофы танкера «Глобе Асими» в 1981 году ширина нефтяного загрязнения достигала 5-60 м при ширине пляжей 25-115 м).

В других случаях на пляжах образуются комки песчано-нефтяной сме­си, содержание песка в которых может колебаться от 60 до 90%. Нефть может смываться волнами с пляжа во время штормов или подъема уров­ня моря, а затем вновь выбрасываться на берег.

Песчаный материал обладает повышенной фильтрационной и агреги­рующей способностью, в связи с чем образующаяся песчано-нефтяная смесь длительное время сохраняется на участках выбросов, а в отдель­ных случаях приводит к образованию своеобразного водоупорного гори­зонта, который в условиях крутых пляжей приводит к нестабильности верхних горизонтов толщи песка.

Поэтому очистка пляжей от нефти совершенно необходима. В настоя­щее время нет эффективных методов очистки песчаных пляжей кроме механических.

Механические средства - это вывоз загрязненного песка с побережья и складирование его в специальных карьерах или использование какого-либо способа утилизации. Ввиду этого выброса нефти на песчаное побе­режье очевидно, что объем загрязненного песка, который необходимо вывезти с пляжей, многократно превышает объем нефти, попавшей на побережье в результате аварийного разлива. Так, вследствие аварии тан­кера «Глобе Асими» произошла утечка 17 тыс. тонн мазута, из которых на побережье, по всем подсчетам, попало около трети. В то же время масса загрязненного песка на побережье оценивалась в 28,5 тыс. тонн, а со всего побережья было вывезено более 600 тыс. тонн песка и песчано-мазутной смеси. Местами слой песка был снят полностью и обнажился залегающий под ним торф.

На побережье результаты аварии были ликвидированы, но ее послед­ствия сказались уже в январе 1983 года, когда во время сильных штор­мов на 25-километровом участке побережья севернее Клайпеды с пля­жей, дюн и береговых клифов было смыто еще 900 тыс. тонн песка. Наи­больший ущерб был нанесен побережью с узким пляжем, там, где при очистке было удалено наибольшее количество песка.

136