logo
книга борьба полная версия

Глава 3. Правовые акты в области борьбы с разливами нефти

Продолжение табл. 27

Источник загрязнения

Вид загрязне­ния

Вид территории

Промышленные площадки

Территории насе­ленных пунктов

Водо­охранные зоны водных объектов

Прочие терри­тории

С твер­дым покры­тием

Без покры­тия

С твер­дым покры­тием

Без покры­тия

Авто- и железнодо­рожные цистерны

Нефть и тяжелые нефтепро­дукты

10

5

5

3

Любой факт разлива

3

Легкие нефтепро-продукты

5

3

3

1

1

Крупнотон­нажные ста­ционарные хранилища

Нефть

30

15

20

7

3

7

Тяжелые нефтепро­дукты

40

20

30

15

5

15

Легкие нефтепро­дукты

20

7

10

5

1

5

Мелкотон­нажные хранилища, объекты розничной реализации нефтепро­дуктов и иные источники

Нефть

10

5

6

2

Любой факт разлива

2

Тяжелые нефтепро­дукты

20

7

10

5

5

Легкие нефтепро­дукты

10

5

6

0,5

0,5

В качестве приложения к этим Указаниям дан Перечень обязатель­ных сведений для сообщения об аварийном разливе нефти и нефтепро­дуктов в территориальные органы и спецморинспекции МПР России.

В развитие постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 года № 613 был издан приказ МЧС России № 621 от 28 декабря 2004 года «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предуп­реждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на терри­тории Российской Федерации», введенный в действие с 1 мая 2005 года.

213

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Этим приказом определены основные задачи планирования меропри­ятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обус­ловленных разливами нефти и нефтепродуктов, структура плана ликви­дации разлива нефти, порядок разработки, согласования, утверждения и экспертизы планов, а также введения их в действие.

Много лет ведутся разговоры о необходимости разработать и принять федеральный закон «О защите морей от загрязнения нефтью» и «О ма­гистральном трубопроводном транспорте», однако принятие этих закона в России явно «затянулось».

Безопасность все возрастающих перевозок нефти по морям Российс­кой Федерации вызывает повышенное внимание. Обращает на себя вни­мание и тот факт, что для перевозок нередко используются старые, од-нокорпусные суда, а это чревато серьезными последствиями. При отсут­ствии специального закона такие аварии могут причинить нашей стране невосполнимый экологический вред и огромный экономический ущерб. В этой связи специалистами высказывается рекомендация - последовать примеру США, где был принят Закон «О загрязнении моря нефтью», в котором самым тщательным образом прописаны все требования к тан­керным перевозкам нефти в территориальных водах США (технические требования к судам, размер страховки, юридическая ответственность вла­дельцев и т.д.).

В 2003 году были сделаны новые шаги на весьма долгом пути разра­ботки закона «О предотвращении загрязнения морей нефтью». Была орга­низована рабочая встреча представителей экологических организаций России, на которой была получена принципиальная поддержка идеи и обсуждена начальная схема такого закона. Идея получила поддержку Министерства транспорта и Министерства природных ресурсов Россий­ской Федерации. Причем представители Минприроды России сначала отвергали необходимость такого закона, но на III Всероссийском съезде по охране природы (Москва, 18-21 ноября 2003 года) согласились вклю­чить пункт о его разработке в резолюции двух секций, а затем и в резо­люцию Съезда в целом. Совет Федерации Российской Федерации также выразил поддержку идее о разработке подобного закона.

В действующей российской нормативно-правовой базе регулирование транспортировки нефти и нефтепродуктов производится в основном на подзаконном уровне.

Вариант законопроекта «О магистральном трубопроводном транспор­те» был разработан Министерством энергетики России еще в 1999 году.

Закон «О магистральном трубопроводном транспорте» призван обес­печить урегулирование правовых, экономических и организационных от­ношений в сфере создания, развития и функционирования систем тру­бопроводного транспорта, обеспечить безопасность функционирования

214