logo
книга борьба полная версия

Глава 2. Риски разливов нефти на море

мальная - 600 м. Баренцево море находится под сильным влиянием теп­лых вод Атлантического океана, поэтому в юго-западной части оно не замерзает. Баренцево море имеет большое транспортное значение. Кроме того, здесь ведется промышленный лов трески, сельди, камбалы. Барен­цево море граничит на западе с Норвежским морем, а на востоке - с Карским. На севере Баренцево море граничит с Арктическим бассейном Северного Ледовитого океана, на юге соединяется с Белым морем про­ливом Горло.

Сегодня Баренцево море - пока самое чистое из европейских морей. Однако его будущее под угрозой из-за чрезмерного вылова рыбы, загрязнения индустриальными отходами и разливов нефти во время раз­ведки и добычи углеводородов на морском шельфе, а также транспорти­ровки нефти морем и по трубопроводам, объем которой к 2020 году воз­растет, как ожидается, в шесть раз. Уже известно, что в российском сек­торе Баренцева моря находятся громадные запасы углеводородов. Только нефти через 15 лет там планируется добывать около 40 млн тонн в год. 25% неразведанной нефти в мире находится в Арктике, а Баренцево море содержит одну треть реальных запасов.

Баренцево море особенно уязвимо к загрязнению из-за суровых кли­матических условий, слабо связанным и уязвимым пищевым цепям, низ­кой скорости био- и фоторазложения нефтепродуктов. Многие части Ба­ренцева моря - это низколежащие, покрытые льдом острова, которые поглощают попавшие в море загрязняющие вещества на очень продол­жительное время. Крупные разливы нефти способны подорвать экологи­ческую жизнестойкость целого региона на многие года.

Печорское море - это название восточной части Баренцевого моря, расположенного между островами Колгуев и Вайгач. Шельф Печорского моря большинством исследователей относят к числу наиболее перспек­тивных в отношении нефтеносности среди северных акваторий России. На острове Колгуев уже 17 лет ведется добыча нефти в небольших объе­мах. В настоящее время в этом регионе разведаны пять месторождений. Крупнейшее месторождение из них - Приразломное нефтяное место­рождение.

Карское море расположено между островами Новая Земля, Земля Франца-Иосифа и архипелагом Северная Земля. Море сравнительно не­глубокое: преобладающая глубина 30-100, максимальная - 600 м. Пло­щадь водной акватории составляет 880 тыс. км . Карское море - одно из самых холодных морей России. Температура воды выше 0 °С (до 6 °С) поднимается только вблизи устьев впадающих рек, поэтому большую часть года море покрыто льдом. Для Карского моря характерно наличие мно­жества островов. Наиболее крупные морские заливы - Обская губа и Енисейский залив. Реки Обь и Енисей, впадающие в море, в среднемно-голетнем разрезе приносят 988 км пресных вод. Море богато рыбой: здесь обитают такие ценные виды, как омуль, муксун, нельма.

155

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Перспективы долгосрочного экономического развития России опре­деляются сосредоточением в Арктической зоне огромных стратегичес­ких запасов природного сырья. Хозяйственное освоение данного регио­на, формирование индустриальных зон и постепенное продвижение до­бывающей промышленности на Север (к побережью, на острова и шельф арктических морей) являются процессом объективным, рассчитанным на десятилетия.

На западно-арктическом шельфе уже открыто несколько крупных по размеру нефтяных запасов месторождения - Приразломное, Медынское море, Варандей-море, Южно-Долгинское, расположенные в юго-восточ­ной части шельфа Печорского моря.

Арктического побережья России - это северо-восток Тимано-Печорс­кой провинции, полуостров Ямал, бассейны Обской Губы и реки Ени­сей. Прибрежные месторождения Обской Губы - Сандибинское, Ново-портовское, Лензитское, Салекаптское и месторождения Болыпехетской провинции - Сузунское, Ванкорское, Горчинское, Тайкинское. Все эти месторождения характеризуются высоким качеством нефти с малым со­держанием серы и большим содержанием легких фракций.

Как уже отмечалось, основной объем запасов нефти и газа в России сосредоточен в недрах шельфа арктических морей, характеризующихся суровыми климатическими условиями и экстремальной ледовой обста­новкой. Кроме того, на побережьях арктических морей практически от­сутствует береговая инфраструктура, практически нет транспортной сис­темы. Себестоимость добычи нефти на месторождениях шельфа значи­тельно превышает затраты на разработку шельфов теплых стран. В частности, если для шельфа Каспийского моря, находящегося под юрис­дикцией Казахстана, данный показатель составляет 44 доллара на тонну, то для шельфа Восточно-Арктического моря он может достигать 170 дол­ларов. Отсюда нетрудно сделать вывод, что компании, которые будут осваивать эти месторождения, будут экономить на всем, включая приро-дохранные мероприятия.

В мировой практике нет достаточных наработок по обустройству мес­торождений арктического шельфа. Добыча будет вестись в районах, ко­торые характеризуются низкими температурами, ураганными ветрами, быстрым оледенением. Кроме того, на некоторых участках шельфа, где планируется вести добычу нефти и газа, свыше 200 дней в году дрейфу­ет полутораметровый лед. Все это тормозит процесс промышленного ос­воения шельфовых месторождений, делает его более рискованным.

Добыча углеводородов в зоне арктических морей требует создания комплекса сложных, уникальных инженерных сооружений, включаю­щих средства добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья, а также технических и обслуживающих судов, способных к длительной высоконадежной работе в условиях полярного морского

156