logo
книга борьба полная версия

Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов

Сообщения с судов передается в МСКЦ - морской спасательно-коор­динационный центр или МСПЦ - морской спасательный подцентр:

в дальневосточном и арктическом регионах такие центры располагаются:

Сообщение с судов также передается организациям, заинтересован­ным в судне - судовладелец, фрахтователь, клуб Пи энд Аи и др.

Сообщения с воздушных гражданских судов передаются диспетчеру пункта управления воздушным движением.

МСКЦ и диспетчер пункта управления воздушным движением пе­редают полученные сообщения о разливе в МПР России, Госморспас-службу России, территориальный орган МЧС России и соответствую­щее бассейновое управление органов рыбоохраны Госкомрыболовства России.

В случае, когда крупный разлив может быть классифицирован как чрезвычайная ситуация федерального или трансграничного значения, ре­гиональный ШРО готовит обращение в ФШРО с просьбой об оказании помощи. Все сообщения о разливах нефти должны передаваться по на­значению без промедления.

Операции ЛРН обеспечиваются следующими видами связи:

а) ведомственная система радиосвязи Минтранса России в радиоте­ леграфном режиме с отметкой срочности «Срочная»;

б) межпортовая проводная связь Минтранса России;

в) телефонные и телеграфные сети Минсвязи России - городские, междугородние с использованием пароля «Бедствие», специальные;

г) УКВ-радиосвязь самолетов и вертолетов с судами на частоте 130,0 МГц;

д) спутниковая связь.

Сигнал и сообщения о бедствии могут передаваться в любое время и на любой частоте, но предпочтительна их передача на специально выде­ленных частотах - 1500, 2182 кГц и 1558 мГц.

В соответствии с положением Регламента радиосвязи и руководства по морской подвижной службе судовым и береговым радиостанциям для ра­диотелеграфной связи выделены следующие полосы частот:

261

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

2-й этап. Предварительная оценка и начало операций по ЛРН.

По информации ЦУКС МЧС России Министром МЧС России при­нимается решение о созыве Правительственной комиссии.

По получении сообщения о происшедшем или обнаруженном разливе и обращении регионального ШРО об оказании помощи, начальник ФШРО через ЦУКС МЧС России уточняет полученную информацию с целью определения типа и количества загрязняющего вещества, источника раз­лива, угрозы для людей и окружающей среды, возможности ликвидации разлива силами аварийного объекта, регионального ШРО.

Для уточнения характеристик разлива организуется оперативное об­следование района разлива. Обследование района региональным ШРО оформляется документами (с протоколом, факсимильными и другими картами, схемами, фотографиями и т.п.). Документы представляются в ФШРО для планирования операции и использования в работе по ЛРН.

ФШРО организует запрос в ближайший к району разлива нефти гид-рометеоцентр о фактической погоде и прогнозе погоды в районе разлива нефти на ближайшие 6, 12, 24, 48 часов.

После анализа прогноза распространения и движения нефтяного пят­на, ФШРО принимает решение о разработке оперативного плана, схемы первоочередных действий и о начале операции по ЛРН, о чем информи­рует взаимодействующие и заинтересованные организации.

Одновременно, сразу же после получения сообщения о разливе, к ме­сту разлива направляются средства «первого броска», так как растека­ние нефти происходит столь быстро, что малейшее промедление может резко снизить эффект от всех дальнейших действий по ЛРН. Алгоритм принятия решения по ликвидации разлива нефти приведен на рис. 17.

Немедленно, после получения сообщения о разливе, задействуется си­стема прогнозирования распространения нефти для оценки необходимо­сти в защите берега и зон приоритетной защиты.

3-й этап. Локализация, сбор и сдача собранной нефти.

Члены ФШРО приступают к организации работ по ЛРН согласно распределению функций должностных лиц.

Оперативный план и схемы действий по ликвидации разливов нефти на море предусматривают:

а) доставку личного состава и технических средств взаимодействую­щих организаций к месту разлива (указываются типы самолетов, верто­летов, судов и время перехода в район разлива при благоприятном про­гнозе погоды);

262