logo
книга борьба полная версия

Глава 1. Источники разливов нефти на суше и во внутренних водоемах России

ныи источник опасности, поскольку уже к двухтысячному году почтиполовина трубопроводов России полностью выработала нормативный срок амортизации.

Судя по нынешнему состоянию трубопроводов, проектировщики шес­тидесятых и семидесятых стояли перед решением задач со многими не­известными. Да и как они могли знать заранее, чем обернутся в будущем высокие темпы прокладки магистральных нефтепроводов. Исследований на эту тему не было, поскольку и опыт многолетней эксплуатации тыся­чекилометровых магистральных нефтепроводов в суровых российских условиях отсутствовал.

Тридцать три года - именно такой срок безопасной эксплуатации от­вели проектировщики магистралям нефти и газа. Этот рубеж перевали­ли многие нефтепроводы, и аварии стали нарастать.

Значительная часть нефтепроводов оснащена системами управления, разница в возрасте оборудования которых иногда составляет около соро­ка лет. Разнородность этих систем управления и стандартов также нега­тивно влияет на безопасность и эффективность работы трубопроводов.

В целях минимизации разливов нефти при авариях на современных нефтепроводах предусматриваются следующие технические и организа­ционные мероприятия [36, 37, 38, 39]:

69

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

зовать их в качестве дополнительного ограждения от переливовнефти через обвалование;

Кроме того, в целях обеспечения безопасной эксплуатации нефтепере­качивающих станций и нефтебаз, компоновка генеральных планов и вы­сотная посадка проектируемых зданий и сооружений должна выполнять­ся с учетом противопожарных разрывов, зон пожаро- и взрывобезопасности, размещения коридоров для прокладки технологических сетей с учетом транспортных связей, а также условий строительства и ремонта.

На пересечениях трубопроводом автомобильных и железных дорог укладка трубопровода предусматривается в защитном кожухе.

Для сооружения трубопровода предусматривается применение высо­копрочных труб повышенного качества изготовления с долговечным за­водским изоляционным покрытием, обеспечивающим надежную и безо­пасную работу в течение всего периода эксплуатации.

На каждом участке нефтепровода должен обеспечиваться техничес­кий и авторский надзор, что позволяет осуществлять пооперационный контроль всех технологических операций на соответствие нормативной и проектной документации.

Создаются специализированные подразделения по ликвидации ава­рийных разливов нефти, оснащенные самым современным природоох­ранным оборудованием.

Аварийные ситуации по техногенным причинам в какой-то мере свя­заны и с несовершенством действующих норм.

Трубопроводные системы в настоящее время принадлежат государ­ству. Все это свидетельствует о необходимости разработки технического регламента на уровне закона Российской Федерации «О создании на­дежных и безопасных трубопроводных систем для транспортировки жид­ких и газообразных углеводородов». В этом существо идентификации проблемы, ее значимость и масштаб, заинтересованность государства в обеспечении безопасности населения и окружающей среды, которые ры­нок сам решить не может. Это все условия, которые оговариваются в Законе о техническом регулировании. К тому же в действующей норма­тивной документации по трубопроводному транспорту отсутствуют оценки риска, нет рекомендаций по использованию методик определения риска. На практике в лучшем случае руководствуются общими рекомендация­ми ALARP (As Low As Reasonably Practicable - используемый в миро­вой практике принцип «разумной достаточности») по определению уровня риска от верхнего предела тривиального риска до широко приемлемого для средних и крупных сооружений. Целесообразно установить конкрет­ные показатели риска для населения и обслуживающего персонала при эксплуатации каждого трубопроводного сооружения.

70