logo
книга борьба полная версия

Глава 3. Правовые акты в области борьбы с разливами нефти

Балтийская программа создала основу для устойчивого сотрудниче­ства всех стран Балтийского бассейна и подключения к работе с самого начала международных финансовых организаций в качестве полномоч­ных участников. Было идентифицировано и согласовано 132 источника загрязнения (наиболее значительные, так называемые «горячие точки»), из них 19 - в России: в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - 9 и в Калининградской области - 10. По каждой «горячей точке» была разработана конкретная программа действий, и оценены необходимые инвестиции с учетом внутренних и внешних источников финансирова­ния. Выполнение Балтийской программы стало важнейшей частью рабо­ты Хельсинкской Комиссии.

Россия имеет также и двусторонние соглашения со многими государ­ствами по борьбе с аварийными разливами нефти - с государствами Прибалтики, Финляндией, Норвегией, США и др.

3.2. Гражданская ответственность в области защиты морской среды от загрязнения нефтью и нефтепродуктами

Имущественные отношения в области защиты морской среды регули­руются:

Именно на положениях этих двух Конвенций основывается междуна­родно-правовой режим ответственности и компенсации в связи с загряз­нением моря нефтью.

Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 года (далее - Конвенция об ответственнос­ти), которая ранее именовалась Международной конвенцией о гражданс­кой ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года, была разработана под эгидой Международной морской организации (ИМО) и принята в 1969 году.

Основной целью Конвенции об ответственности является наиболее полное возмещение ущерба от загрязнения нефтью. Эта конвенция установила предел ответственности, исчисляемый в зависимости от вместимости судна, а также предусмотрела, что ответственность вла­дельца судна, перевозящего наливом более 2000 тонн нефти в качестве груза, должна быть финансово обеспечена (застрахована или гаранти­рована иным образом). Причем страхование или иное финансовое обес-

185

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

печение гражданской ответственности судовладельца за ущерб от за­грязнения нефтью должно быть подтверждено специальным свидетель­ством, выдаваемым каждому такому судну компетентными властями государства флага. Суда, не имеющие таких свидетельств, не должны допускаться в порты участвующих в Конвенции об ответственности государств.

В 1992 году к Конвенции об ответственности был принят Протокол, вступивший в силу 30 мая 1996 года.

2 января 2000 года был принят Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1992 года об изменении Междуна­родной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязне­ния нефтью 1969 года и денонсации Российской Федерацией Междуна­родной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязне­ния нефтью 1969 года» (№ 27-ФЗ).

Для Российской Федерации Протокол 1992 года вступил в силу с 20 марта 2001 года и соответственно Международная конвенция о граждан­ской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года с этой даты для России считается денонсированной. По условиям Протокола 1992 года Конвенция об ответственности, измененная Протоколом 1992 года, для оформивших в нем свое участие государств стала имено­ваться Международной конвенцией о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1992 года.

Конвенция об ответственности, измененная Протоколом 1992 года, ус­тановила современный международно-правовой режим ответственности в связи с загрязнением нефтью, расширила географическую сферу при­менения и установила более высокие пределы ответственности собствен­ника судна по сравнению с Конвенцией об ответственности, не изменен­ной Протоколом 1992 года.

1 мая 1999 года вступил в действие Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ), в котором содержится самостоятель­ная глава (XVIII) «Ответственность за ущерб от загрязнения с судов нефтью», правила которой основываются на Конвенции об ответствен­ности, измененной Протоколом 1992 года.

В соответствии с пунктом 5 статьи 324 КТМ РФ, который соответ­ствует пункту 6 статьи VII Конвенции об ответственности, условия, по­рядок выдачи и проверки свидетельств определяются правилами, утвер­ждаемыми соответствующим органом государства, в данном случае -Министерством транспорта Российской Федерации.

Министерством транспорта Российской Федерации был разработан и принят 25 ноября 2002 года приказ № 147 «Об утверждении Правил выдачи и проверки свидетельств о страховании или об ином финансо­вом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью», в котором установлено, кто выдает свидетельства, где должно

186