logo
книга борьба полная версия

Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов

Вструктуре центрального аппарата МПР России было образованоУправление организации государственного экологического мониторинга (в соответствии с приказом МПР России от 28.01.2004 года № 69).

На Управление возложены следующие основные функции:

Экологический мониторинг осуществляется в целях:

Но, кроме того, МАРНП можно рассматривать как один из видов мо­ниторинга чрезвычайных ситуаций, система которого в России развива­ется обособленно от системы экологического мониторинга.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 года № 335 «О внесении изменений в постановление Правитель­ства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» утвер­жден и перечень создаваемых федеральными органами исполнительной власти функциональных подсистем единой государственной системы пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В частности, МЧС России создает функциональную подсистему мо­ниторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и контроль за чрезвычайными природными ситуациями осуществляется специалистами Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (Центр «Антистихия»). В этот Центр входит и Служба наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК), которая осу­ществляет мониторинг опасных природных и техногенных ситуаций на

219

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

основе анализа наблюдений более чем 7 тысяч станций различных ми­нистерств и ведомств.

В МЧС России созданы региональные и территориальные системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, создан инфор­мационный банк нормативных и методических документов, что обеспе­чивает эффективный межведомственный информационный обмен и вза­имодействие всех служб, осуществляющих мониторинг опасных природ­ных и техногенных ситуаций.

Минтранс России создает две функциональные подсистемы именно для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов:

Таким образом, к мониторингу аварийных разливов нефти и нефте­продуктов имеют отношение органы государственного экологического контроля, ведомственные органы в рамках РСЧС и органы производ­ственного мониторинга предприятий, осуществляющих добычу, перера­ботку, транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов.

Как уже отмечалось, на трубопроводах широко используются различ­ные технические и иные средства, обеспечивающие оперативное обнару­жение утечек нефти и нефтепродуктов, а также средства диагностики трубопроводов для выявления их технического состояния и предупреж­дения аварийных ситуаций с разливом нефти и нефтепродуктов.

Мониторинг окружающей среды при возникновении разлива нефти и нефтепродуктов, включающий визуальный контроль и количественные измерения, должен предусматривать:

Для МАРНП широко используются специально оборудованные на­земные и водные транспортные средства, с помощью которых осуществ­ляется визуальный и инструментальный контроль.

С 2003 года проводится регулярный мониторинг состояния окружаю­щей среды на Балтийском море, в районе Кравцовского месторождения (платформа Д-6), с помощью научно-исследовательского судна «Профес-

220