logo
книга борьба полная версия

Глава 5. Технологии и средства ликвидации разливов нефти

медленнее, и разливы могут оставаться на поверхности в течение де­сятков лет.

Целесообразно привязать нормативы загрязненности к различным при­родным зонам - тундре, тайге, широколистным лесам, лесостепям и так далее. Разные по своему строению и биохимическому составу почвы тоже ведут себя по отношению к загрязнению по-разному. Хуже всего дело об­стоит с торфяником, который практически сразу впитывает нефть и неф­тепродукты, и их практически невозможно извлечь. Килограмм торфа мо­жет удерживать от 100 до 500 граммов нефтепродуктов. Песчаные и гли­нистые почвы впитывают примерно в 100 раз меньше, и в случае разлива нефтяное пятно почти полностью остается на поверхности [44, 54].

Задача состоит в том, чтобы определить, при каком уровне загрязнен­ности не наблюдается угнетение экосистемы, и выбрать вариант очистки почв до допустимого уровня без нанесения большого ущерба окружаю­щей среде. Наиболее жестким должен быть подход в тех случаях, когда продукты нефтяного загрязнения могут попасть в открытые водоемы -реки, озера, море.

Под термином «рекультивация нефтезагрязненных земель» понима­ется комплекс мер, направленный на ликвидацию разлива нефти как ис­точника вторичного загрязнения природной среды, нейтрализацию оста­точной нефти в почве до уровня фитотоксичности и восстановление пло­дородия загрязненных почв до приемлемой хозяйственной значимости.

Но нет четких нормативов, до какой степени надо очищать почву от разливов нефти и нефтепродуктов. Сегодня эта задача передана на реги­ональный уровень, поскольку нормативы по загрязнению зависят от боль­шого числа сугубо местных факторов. Эта работа весьма актуальна. Оп­ределение допустимых параметров нефтяного загрязнения, во-первых, позволит снизить как прямой, так и побочный экологический ущерб, воз­никающий при проведении работ по рекультивации земель. Во-вторых, даст возможность нефтяным компаниям выработать оптимальные кор­поративные природоохранные стратегии. И, наконец, в-третьих, позво­лит государственным контролирующим органам эффективнее воздейство­вать на нарушителей.

Для успешной борьбы с последствиями разливов нужно достоверно знать степень их воздействия на природу, а это до сих пор представляет­ся даже специалистам весьма сложным. В определенных концентрациях нефть может и не наносить ущерба почве - иногда гораздо больший вред наносят действия человека по ее очистке.

В советское время не существовало никаких нормативов, которые бы определяли, до какой степени предприятия должны были очищать по­чву, которая загрязнялась в процессе выполнения тех или иных работ. Теоретически считалось, что почву надо было очищать до исходного при­родного состояния.

319

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

В1993 году Госкомэкология разработала методический документ о«Порядке исчисления и определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами», в котором впервые были приведены уровни загрязнения земель в зависимости от содержания того или иного вещества. Для нефти и нефтепродуктов низкий уровень загрязненности был определен в 1 грамм на 1 килограмм почвы.

С осознанием масштабов загрязненных земель специалисты пришли к выводу, что достичь уровня в 1 г на 1 кг, от которого отталкивалась первая методика по расчету ущерба, на огромных территориях России практически нереально.

Минприроды России издало приказ от 12 сентября 2002 года № 574 «Об утверждении Временных рекомендаций по разработке и введению в действие нормативов допустимого остаточного содержания нефти и про­дуктов ее трансформации в почвах после проведения рекультивацион-ных и иных восстановительных работ».

Настоящий документ может быть использован при разработке, утвер­ждении и введении в действие нормативов допустимого остаточного со­держания нефти и продуктов (нормативы ДОСНП), ее трансформации в почве после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ на земельных участках, подвергшихся загрязнению нефтью, неза­висимо от целевого назначения (категории), вида использования земель, формы собственности на землю.

На территории субъектов Российской Федерации, в которых в ус­тановленном порядке не введены в действие нормативы ДОСНП по согласованию с территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, могут быть использованы соответ­ствующие значения нормативов ДОСНП других регионов, исходя из однотипности биоклиматических и ландшафтно-литологических усло­вий, либо соответствующее обоснование допустимого уровня остаточно­го загрязнения должно содержаться в проекте рекультивации нефтеза-грязненных земель.

Организация разработки нормативов ДОСНП осуществляется орга­нами исполнительной власти субъектов Российской Федерации во взаи­модействии с территориальными органами Министерства природных ре­сурсов Российской Федерации и Федеральной службы земельного када­стра России, заинтересованными субъектами хозяйственной и иной деятельности, в результате которой происходит загрязнение земель не­фтью, или существует риск такого загрязнения.

Корректировка нормативов ДОСНП, введенных в действие на терри­тории субъекта Российской Федерации, осуществляется территориаль­ными органами Министерства природных ресурсов Российской Федера­ции по обоснованным предложениям заинтересованных министерств и ведомств, субъектов хозяйственной и иной деятельности.

320