logo
книга борьба полная версия

Глава 3. Правовые акты в области борьбы с разливами нефти

государственной территории, но вместе с тем государства обладают оп­ределенными правами в отношении их шельфа.

Согласно ст. 2 Конвенции 1958 года и ст. 77 Конвенции 1982 года прибрежные государства осуществляют в отношении континентального шельфа суверенные права в целях его разведки и разработки его при­родных ресурсов.

Особенности осуществления таких суверенных прав следующие:

во-первых, они носят исключительный характер в том смысле, что, если прибрежное государство не осуществляет разведку континенталь­ного шельфа или не разрабатывает его природные ресурсы, никто не может делать этого без определенно выраженного согласия прибрежного государства;

во-вторых, права прибрежного государства на континентальный шельф не зависят от эффективной или фиктивной оккупации им шельфа или от прямого об этом заявления;

в-третьих, такие права носят строго ограниченный характер, то есть прибрежное государство не может осуществлять другие исключительные права, которые не касаются разведки и разработки естественных богатств его континентального шельфа.

В этой связи следует отметить, что права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают ни правового статуса от­крытого моря, покрывающего этот шельф, ни правового статуса воз­душного пространства над этими водами. Это означает, что прибреж­ное государство не может, например, препятствовать осуществлению свободы судоходства иностранными судами в указанных водах или свободе полетов в воздушном пространстве, находящемся над такими акваториями.

Также прибрежное государство не может препятствовать прокладке или поддержанию в исправности подводных кабелей или трубопроводов на континентальном шельфе, кроме тех случаев, когда оно осуществляет свое право принимать разумные меры для разведки шельфа и разработ­ки его естественных богатств.

В-четвертых, прибрежное государство должно осуществлять указан­ные суверенные права без ущерба для прав других государств.

Разведка континентального шельфа и разработка его естественных богатств не должны создавать неоправданных помехи судоходству, ры­боловству или охране живых ресурсов моря, а также не должны со­здавать препятствий фундаментальным научным исследованиям. Вме­сте с тем, прибрежное государство имеет исключительное право раз­решать и регулировать буровые работы на континентальном шельфе для любых целей.

В-пятых, другие государства также имеют определенные права в от­ношении континентального шельфа иностранного государства. Так, со-

199

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

гласно ст. 79 Конвенции 1982 года, все государства имеют право прокла­дывать подводные кабели и трубопроводы на континентальном шельфе, разумеется, с учетом интересов прибрежного государства. Определение трассы прокладки таких трубопроводов на континентальном шельфе дол­жно осуществляться с согласия прибрежного государства.

Что касается правового режима искусственных островов, установок и сооружений на континентальном шельфе (далее - искусственные остро­ва), то в их отношении прибрежное государство осуществляет исклю­чительную юрисдикцию. Об их создании должно даваться надлежащее оповещение.

Прибрежное государство может устанавливать вокруг искусственных островов разумные зоны безопасности, ширина которых не должна пре­вышать 500 метров, отмеряемых от каждой точки их внешнего края, за исключением случаев, когда это разрешено общепринятыми междуна­родными стандартами или рекомендовано Международной морской орга­низацией.

Искусственные острова и зоны безопасности вокруг них не могут ус­танавливаться, если это может создать помехи для использования при­знанных морских путей, имеющих существенное значение для междуна­родного судоходства.

Искусственные острова не могут иметь статус островов. Они не име­ют своего территориального моря, и их наличие не влияет на определе­ние границ территориального моря, исключительной экономической зоны или континентального шельфа.

3.4. Законы США по разливам нефти

В США в начале 70-х годов прошлого века разливалось порядка 80 тыс. тонн нефти в год. А к настоящему времени уровень аварийных утечек неф­ти и продуктов ее переработки удалось сократить более чем в десять раз.

Для борьбы с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов в США была создана специальная «Нефтяная программа» (Oil Program), коор­динируемая Федеральным агентством по охране окружающей среды и его региональными подразделениями.

Существует также специальная «Система национального реагирова­ния», при необходимости объединяющая силы и средства органов ис­полнительной власти всех уровней, а также коммерческих компаний и других организаций.

Основные юридические принципы государственного регулирования в этой сфере были заложены в 1972 году Федеральным законом, получив­шим название «О чистой воде» (The Clean Water Act). Он установил стандарты качества поверхностных и подземных вод, водных путей и

200