logo
книга борьба полная версия

Глава 3. Правовые акты в области борьбы с разливами нефти

Протокол 1978 года дал возможность государствам ратифицироватьMARPOL 73/78, вводя в действие только Приложение I (нефть), При­ложение II (химикаты) не было обязательным в течение трех лет после ратификации документа.

Это дало время государствам для преодоления технических проблем в реализации Приложения II, ввод в действие которого был для некоторых стран главным препятствием в ратификации MARPOL 73/78 [22, 24].

Объединенный инструмент - Международная конвенция по предот­вращению загрязнения моря с судов 1973 года, измененная в соответ­ствии с Протоколом 1978 года, - MARPOL 73/78, вступил в действие 2 октября 1983 года (Приложения I и II).

Приложение I: Предотвращение загрязнения нефтью. Ввод в действие -2 октября 1983 года.

Конвенция 1973 года определяла правила сброса нефти.

Эксплуатационные сбросы нефти с танкеров разрешены только при выполнении следующих условий:

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

На борту должен иметься журнал нефтяных операций, в котором ре­гистрируется перемещение груза и его остатков от погрузки до выгрузки по принципу «из танка - в танк».

На каждом судне, согласно Правилу 26 Приложения 1 МАРПОЛ 73/78, должен быть «План судовых чрезвычайных мер по борьбе с загрязнени­ем нефтью», содержащий следующие разделы: действия ответственных лиц при передаче сообщения об инциденте; перечень организаций и лиц, с которыми должна устанавливаться связь; подробное описание действий при аварии; процедуры и пункты связи для координации действий.

В Конвенции 1973 года максимальное количество нефти, разрешен­ное для сброса на балластном рейсе новых нефтяных танкеров, было уменьшено с 1/15 000 грузовместимости до 1/30 000 количества пере­возимого груза.

Конвенция 1973 года признала систему «погрузки поверх». На бал­ластном рейсе танкер принимает балластную воду (балласт отхода) в грязные грузовые танки. Другие танки очищаются для приема чистого балласта. Вода после мойки танков откачивается в специальный от­стойный танк. После нескольких дней балласт отхода отстаивается, и нефть собирается на поверхности. Чистая вода ниже фильтруется, в то время как принимается новый балласт (балласт прибытия). Верхний слой балласта отхода перекачивается в отстойные танки, где вновь отстаивается и очищается. Следующий груз загружается поверх остат­ков нефти в отстойных танках, что и объясняет термин «погрузки поверх».

Новой и важной особенностью Конвенции 1973 года стала концепция «особых зон», которые считаются настолько уязвимыми к загрязнению нефтью, что сбросы в их пределах были полностью запрещены с неболь­шими и четко определенными исключениями. Конвенция 1973 года оп­ределила Средиземное, Черное, Балтийское, Красное моря и акватории заливов как «особые зоны». Все суда, имеющие на борту нефтепродукты, должны иметь возможность сохранения нефтяных отходов на борту суд­на либо через систему «погрузки поверх», либо для откачки на берего­вые очистные сооружения.

Это предусматривало внедрение соответствующего оборудования: си­стемы контроля и слежения за сбросом нефти, системы фильтрации и сепарации нефтесодержащих вод, отстойные цистерны, насосы, трубо­проводы и арматура.

Новые нефтяные танкеры (те, для которых контракт на постройку был заключен после 31 декабря 1975 года) грузовместимостью 70 000 тонн и более, должны были оснащаться танками изолированного баллас­та достаточного объема, чтобы обеспечить соответствующую эксплуата­ционную нагрузку без необходимости принимать балластную воду в гру­зовые нефтяные танки. Корпуса новых нефтяных танкеров должны де-

174