logo
книга борьба полная версия

Глава 5. Технологии и средства ликвидации разливов нефти

водительность мобильных скиммеров может быть оценена количествен­но с использованием таких параметров, как «скорость сбора», «процент собранной нефти», а также «темпы захвата».

«Темп захвата» - площадь, покрываемая скиммером за единицу вре­мени, обычно выражается в кв. миля/час (морские квадратные мили в час) и рассчитывается по формуле:

Темпы захвата = Скорость сбора х Ширина охвата.

«Скорость сбора» - скорость перемещения скиммера при сборе и «ши­рина охвата» - ширина горловины скиммера или отражающих бонов, прикрепленных к нему, выраженная в футах или метрах. Темпы захвата по существу определяют, какой срок понадобится любому данному ским-меру для охвата данной площади.

Данный подход может быть использован для определения количества мобильных скиммеров и в течение какого периода времени они будут работать по очистке от нефтяного пятна с учетом эмульгирования, испа­рения и естественной дисперсии нефти.

Тип и количество скиммеров рассчитывается на основании способ­ности скиммеров удалять определенное количество разлитой эмульсии нефти.


303


Площадь, покрытая пленкой определенной средней толщины, исполь­зуется в качестве основы для определения типа и количества необходи­мых скиммеров.

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Когда боновые заграждения применяются для увеличения ширинытрала, скорость сбора уменьшается обычно до 0,25-0,5 м/сек (0,5-1,0 узла). Однако самоходные системы сбора работают с учетом нулевой относительной скорости между заборным механизмом и пятном, которое может двигаться без бонового заграждения со скоростью несколько уз­лов и более. Это происходит за счет ширины трала.

Насосы для мобильных систем обычно входят в состав скиммера. В то время как самоходные суда, такие, как прибрежные танкеры и нефтя­ные баржи, обычно снабжены оборудованием для разгрузки, баржи, ис­пользуемые для очистных работ, могут не иметь таких устройств. В слу­чае наличия барж или других самоходных судов, используемых для пе­ревозки вязких нефтей, необходимо подбирать типы насосов, удовлетворяющих поставленным требованиям.

Для сбора нефти с помощью специальных судов (нефтесборщики), ис­пользуют технологию, именуемую «скимминг», что в переводе с английс­кого означает «снятие пенок». Они оснащаются раздвижными консолями на поплавках, как бы сгребают нефть с поверхности воды. Эта система, основанная на применении раздвижных поплавковых устройств, подчиня­ется волнению на море. Иными словами, такое судно старается с помо­щью своих раздвижных плавучих консолей как можно более точно повто­рять форму волн и при этом как бы соскребать нефтяное пятно с подвиж­ной поверхности воды. Нефть поступает в сточные колодцы, где расположены винтовые насосы. Эти насосы напоминают огромную мясо­рубку: вращающиеся шнеки - непрерывные винтовые лопасти - затягива­ют густую вязкую нефтяную массу с поверхности воды внутрь судна и по трубопроводу направляют в специальные баки. Эти баки оборудованы на­гревательным устройством, которое позволяет доводить их температуру до 90 градусов Цельсия. В результате нагрева нефть становится более те­кучей, и ее легче перекачивать в нефтесборники на берегу. Однако эта технология эффективна лишь при малом волнении на море. При высоте волн более 2 метров, суда-скиммеры бесполезны.

Механическими средствами на воде, как утверждают специалисты, удается собрать не более 20% от общего количества разлитой нефти. Они практически бесполезны в штормовую погоду и при сложных гидроме­теоусловиях.

В случае волнения и низких температурах нефтемусоросборщики не смогут обеспечить номинальные режимы сбора нефти с поверхности воды из-за ее вязкости и малой текучести. В результате волнения моря нефть переходит в состояние эмульсии, причем эта эмульсия обладает высокой вязкостью и сложнее распадается на фракции, то есть практически не подвергается биоразложению. Процесс эмульгирования существенно уве­личивает объем нефтесодержащих продуктов, что серьезно осложняет проведение работ по ликвидации и утилизации водонефтяной смеси.

304