logo
книга борьба полная версия

Глава 1. Источники разливов нефти на суше и во внутренних водоемах России

Протяженность нефтепроводных магистральных трубопроводов России составляет почти 50 тыс. км. В состав сооружений магистральных неф­тепроводов входят 387 нефтеперекачивающих станций, резервуарные пар­ки общей вместимостью 17 млн куб. метров.

Более 30% всех магистральных нефтепроводов России состоит из труб большого диаметра - 1020 и 1220 мм; на них приходится транспорти­ровка свыше 70% нефти, поставляемой по системе. Средняя протяжен­ность транспортировки нефти по территории России в настоящее время составляет 2200 километров.

Степень надежности трубопроводного транспорта во многом опреде­ляет стабильность обеспечения регионов России важнейшими топливно-энергетическими ресурсами. Российские трубопроводные системы наи­более активно развивались в 60-80-е годы XX века в связи с перемеще­нием добычи нефти на западносибирские месторождения. Возрастная структура основных фондов магистрального трубопроводного транспор­та нефтепродуктов свидетельствует об их значительном износе - износ основных фондов превышает 70%.

Начиная с 1999 года, в России началось последовательное увеличение объемов нефтедобычи (рис. 4).

Одновременно с ростом добычи идет увеличение мощности нефте-транспортной системы, техническое перевооружение существующих ма­гистралей. За последние три года в России построено 1,5 тыс. км новых нефтепроводов, реконструировано и введено в эксплуатацию 19 нефте­перекачивающих станций (НПС).


43


Согласно Энергетической стратегии России [47], добыча нефти в стране будет возрастать. Существующие мощности ЕСН позволяют транспор­тировать весь предполагаемый объем добытой нефти в намеченный пе­риод, а с учетом строительства новых магистральных трубопроводов на

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Северо-Западе страны, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, атакже реконструкции и расширения уже существующих трубопроводов, диверсифицировать поставки нефти на экспорт в зависимости от рыноч­ной конъюнктуры.

Эксплуатацию системы магистральных нефтепроводов осуществляет ОАО «АК «Транснефть» [116]. Это вертикально интегрированная компа­ния, одна из естественных российских монополий, в которую входят 12 региональных трубопроводных объединений, основным видом деятельно­сти которых является транспортировка сырой нефти. В холдинг входит также ряд сервисных организаций, занимающихся проектированием, стро­ительством, эксплуатацией и капитальным ремонтом нефтепроводов. На предприятиях холдинга работает 62 тыс. человек.

ОАО «АК «Транснефть» является преемником «Главтранснефти» (Глав­ного управления по транспорту нефти). Это управление было создано как одно из подразделений Министерства нефтяной промышленности СССР. В то время в его состав входило 17 региональных объединений, пять из которых находились за пределами территории России. Сегодня ОАО «АК «Транснефть» - крупнейшая в мире нефтепроводная компания.

Возрастной состав действующих объектов АК «Транснефть»:

тонн, еще 40,3 млн тонн было экспортировано в ближнее зарубежье. Ос­новные объемы нефти экспортировались по системе «Транснефти» - в дальнее зарубежье по трубам было перекачано 176 млн тонн. В 2004 году пропускная способность российской трубопроводной сети выросла на 20 млн тонн и в настоящее время ее мощность составляет около 255 млн тонн.

Планируемая интеграция трубопроводов «Дружба» и «Адрия» позво­лит увеличить объемы экспорта. Этот проект предполагает транспорти­ровку нефти до глубоководного порта Омишаль (Хорватия) с поэтап­ным увеличением существующих трубопроводных мощностей (на 5, 10 и 15 млн тонн в год). Маршрут общей протяженностью более 3 тыс. км проходит по территории России, Белоруссии, Украины, Хорватии, Венг­рии и Словакии. Реализация проекта началась осенью 2004 года.

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации (26 мая 2004 года) Президент Российской Федерации В. Путин обратил внима­ние на необходимость государственного контроля над развитием инфра­структуры страны, обозначил также приоритетные направления дивер­сификации поставок российской нефти.

44