logo
книга борьба полная версия

Глава 3. Правовые акты в области борьбы с разливами нефти

череде крупных аварий на нефтеналивных судах. Апофеозом же ее стала катастрофа у берегов Аляски супертанкера «Exxon Valdis». Тогда сум­марный размер исков по этому делу только в США составил более 5 млрд долларов. Данное событие заставило клубы взаимного страхования огра­ничить лимит своей ответственности по случаям загрязнения окружаю­щей среды нефтью и нефтепродуктами суммой в 1 млрд долларов. В дальнейшем для возможного обеспечения покрытия данных «экстремаль­ных» сумм Международная группа клубов (она объединяет 14 крупней­ших клубов взаимного страхования) обратилась к лондонскому рынку Lloyd's и Международной ассоциации андеррайтеров (МАА) с целью организации программы перестрахования ответственности судовладель­цев, включающей в себя риски загрязнения окружающей среды нефтью и нефтепродуктами.


193


Как правило, клубы берут на себя выплату первых 5 млн долларов по каждому убытку. Сверх того, каждый из них покупает свою собственную программу перестрахования, так называемые первый и второй слои стра­хования, объемом соответственно 20 и 100 млн долларов. Дальше всту­пают в действие механизмы Международной группы клубов, которая по­купает на коммерческом рынке у перестраховщиков третий слой защиты для всех клубов объемом до 500 млн долларов. Последний, четвертый, слой (до 700 млн долларов), как правило, размещается у специализиру­ющихся на данных видах перестраховщиков.

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Вприменении к аварии «Престижа» эта схема выглядит следующимобразом. Клуб взаимного страхования London P&I Club, в реестр которо­го внесено судно, оплачивает 5 млн долларов по искам. Следующие 20 млн предоставляются Международной группой клубов. Более значительная сумма - под 180 млн долларов - перечисляется международными конвен­ционными организациями совместно с Международной группой клубов и Международным фондом последствий нефтяных загрязнений.

Последствия катастрофы Prestige приведут, как считают многие специ­алисты, и к коренному изменению бизнеса морских перевозок нефти. Уже существенно увеличились страховые взносы для однокорпусных танкеров.

С увеличением объемов разработки ресурсов морского шельфа плане­ты все более возрастает роль в этом процессе страховых компаний. Рост производства неизбежно влечет за собой увеличение убытков, которые могут быть компенсированы лишь посредством адекватной страховой защиты.

В международной практике страхование буровых платформ обознача­ется как Offshore Physical Damage (или «физическое повреждение морс­ких объектов»). Принцип покрытия ущерба - «от всех рисков» и по любой причине, за исключением специально оговоренных событий. Дру­гой подход основан на согласовании перечня рисков, по которым стра­ховщики несут ответственность.

В основе программ по страхованию офшорных проектов лежит по­крытие рисков, связанных с работой на платформах.

Причем следует отметить, что стандартная программа страхования плавучих установок существенно отличается от той, что предназначена для стационарных платформ.

Для плавучих буровых установок такое покрытие включает в себя следующие виды страхования.

1. Страхование корпуса, механизмов и оборудования установки от тра­ диционных морских рисков:

  1. Комплексное страхование рисков, возникающих при выполнении работ, связанных с бурением скважин и их эксплуатацией.

  2. Страхование гражданской ответственности владельца установки, включая:

194