logo
книга борьба полная версия

Глава 2. Риски разливов нефти на море

дедвейта), шесть танкеров типа «Алтай» (по 159 тыс. тонн дедвейта), шестьтанкеров типа «Тромсе»» (по 155 тыс. тонн дедвейта), три танкера типа «Петропавловск» (по 106 тыс. тонн дедвейта) и два танкера типа «Пет-рокрепость» (по 106 тыс. тонн дедвейта). Кроме того, нефть и различные нефтепродукты могут перевозить три продуктовоза-химовоза типа «Анич­ков мост» (по 47 тыс. тонн дедвейта), продуктовоз «Троицкий мост» (47 тыс. тонн дедвейта), а также восемь специализированных танкеров-химовозов типа «Баренцево море» (по 47,5 тыс. тонн дедвейта).

Флот компании полностью соответствует ее названию «Современный коммерческий флот» (именно так расшифровывается аббревиатура «Сов-комфлот»): танкерный флот компании один из самых молодых в мире -средний возраст около 4,5 лет, при среднемировом показателе - более 9 лет. Все танкеры компании - двухкорпусные, при среднемировом по­казателе - 65%. Специалисты «Совкомфлота» совместно с коллегами из шведской компании Stena работают над созданием танкера нового поко­ления - с принципиально новым уровнем безопасности мореплавания и экологической защиты. Суда будут соответствовать всем требованиям Международных конвенций и правил Международной морской Органи­зации (ИМО). Размеры судна будут оптимальными для обслуживания перевозок в Балтийском море - по осадке, по принимаемому объему груза, что должно сделать его экономически привлекательным для пользо­вателей. Дедвейт его будет порядка 200 тыс. тонн, что больше чем у судов, которые используются на этом направлении перевозок сегодня. При переходе на такие размеры интенсивность судоходства снижается, соответственно, снижается и риск возникновения внештатных ситуаций.

«Новошип» (Новороссийского морского пароходства) имеет 61 тан­керное судно совокупным водоизмещением - 3,3 млн тонн дедвейта. Ком­пания располагает двумя нефтеналивными танкерами типа Suezmax (по 150 тыс. тонн дедвейта), четырьмя танкерами типа Afromax (по 115 тыс. тонн дедвейта), пятью танкерами того же типа, но по 106,5 тыс. тонн дедвейта, восемью танкерами для перевозки нефти и нефтепродуктов типа Panamax (по 68 тыс. тонн дедвейта), двумя аналогичными танкерами Panamax дедвейтом 61 тыс. тонн и еще двумя танкерами того же типа дедвейтом 56 тыс. тонн.

Кроме того, в строю «Новошипа» 23 продуктовоза дедвейтом 16-41 тыс. тонн (перевозят нефть, нефтепродукты, растительное масло, жиры, каус­тическую соду и другие химикаты), а также пять нефтерудовозов дед­вейтом 76,5 тыс. тонн (берут на борт нефть, нефтепродукты и сухие бал-керные грузы).

Приморское морское пароходство - 43 танкера дедвейтом 784,7 тыс. тонн. Чисто танкерный флот пароходства составляют девять кораблей усиленного ледового класса типа «Партизанск» (по 3,09 тыс. тонн дед­вейта), десять танкеров усиленного ледового класса типа «Самотлор» (по 17,7 тыс. тонн дедвейта), танкер ледового класса «Капитан Ершов»

109

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

(дедвейтом 17,7 тыс. тонн), четыре танкера ледового класса типа «Акаде­мик Векуа» (по 17,4 тыс. тонн дедвейта), четыре танкера ледового классатипа Gemini (дедвейтом 28,8-32,4 тыс. тонн), три танкера ледового клас­са типа «Вентспилс» (по 6,2 тыс. тонн дедвейта), танкер ледового класса типа «Аурига» (28,3 тыс. тонн дедвейта), танкер типа «Азия» (40,5 тыс. тонн дедвейта), два танкера ледового класса типа «Амурск» (по 5 тыс. тонн дедвейта), танкер ледового типа «Абакан» (5 тыс. тонн дедвейта) и танкер ледового класса для перевозки нефти и нефтепродуктов «При-морск» (105 тыс. тонн дедвейта). При необходимости пароходство может задействовать для перевозки нефтегрузов танкер-химовоз «Виктор Дуб­ровский» (8 тыс. тонн дедвейта), а также три танкера-химовоза «Мос-кальво» (по 46,3 тыс. тонн дедвейта).

Относительно небольшой танкерный флот - шесть судов общим дедвейтом 92,4 тыс. тонн - есть у Мурманского морского пароходства. В него входит танкер для перевозки нефтепродуктов и масел «Котлас» (2,9 тыс. тонн дедвейта), два танкера для перевозки нефтепродуктов и масел типа «Самотлор» (по 17,7 тыс. тонн дедвейта), два нефтетанкера типа «Лунин» (по 16 тыс. тонн дедвейта) и нефтетанкер «Хатанга» (23,1 тыс. тонн дедвейта).

Из российских нефтяных компаний собственным крупным морским флотом обладает только «Лукойл», располагающий десятью морскими ледовыми танкерами и десятью танкерами класса «река-море».

По данным на февраль 2004 года, общий дедвейт 155 танкеров, принад­лежащих компаниям «Совкомфлот», «Новошип», «Приморское морское пароходство», «Лукойл-Арктик-Танкер» и «Мурманское морское пароход­ство» (ММП) составлял 8 млн тонн. Кроме того, ожидается, что в ближай­шие три года эти компании получат новые суда дедвейтом 3,4 млн тонн.

Риски аварий с танкерами, перевозящими российскую нефть, доста­точно велики.

2 января 1997 года у берегов Японии потерпел аварию российский тан­кер «Находка», в море вылилось 17 000 тонн нефти, было загрязнено 200 км побережья. Япония получила от России компенсацию экологического ущерба в размере боле 200 миллионов долларов.

29 декабря 1999 года в Мраморном море близ Стамбула разломился российский танкер «Волгонефть-248», на борту которого находилось 4 365 тонн тяжелой нефти.

В июне 2003 года танкер «Москва» с грузом в 100 тысяч тонн нефти на борту беспомощно дрейфовал к скалам у берегов северной Норвегии. Мощный буксир, который мог бы оказать помощь, находился в 10 часах хода от аварийного судна. К счастью, двигатель удалось запустить, и танкер своим ходом удалился от норвежских берегов.

После гибели танкера «Эрика» у берегов Франции в 1999 году руко­водство Евросоюза приняло ряд решений, направленных на повышение

110