logo search
книга борьба полная версия

Глава 1. Источники разливов нефти на суше и во внутренних водоемах России

13 августа 2003 года на Свердловской железной дороге в 40 км отСвердловска попал в аварию состав, состоявший из 62 цистерн с бензи­ном. При этом 21 цистерна сошла с рельс, взорвалась или загорелась. Работы по ликвидации разлива нефти заняли больше месяца, однако даже в октябре проведенная проверка выявила наличие загрязнения грунтов нефтепродуктами на уровне 200 ПДК.

15 июня 2005 года на территории Зубцовского района Тверской обла­сти на перегоне Зубцов-Аристово Московского отделения Октябрьской железной дороги сошли с рельсов 26 вагонов с мазутом. На грунт выли­лось более 780 т мазута, значительное количество которого попало в про­текающие рядом с местом аварии речки Гостижа и Вазуза (приток Вол­ги). При этом создалась угроза попадания нефтепродуктов в водохрани­лища, из которых питьевая вода попадает в Москву [109, 115].

Пока нефтяники разбирались со своими планами по трассе строитель­ства нефтепровода в Восточной Сибири, на поверхность вышел альтер­нативный проект поставок нефти в Китай - по железной дорогое. По мнению специалистов ОАО «РЖД» железная дорога способна обеспе­чить транспортировку в Китай 30 млн тонн нефти в год. В 2003 году по железной дороге в Китай было доставлено 2,6 млн тонн нефти. В 2004 году в эту страну планировалось поставить 3,86 млн тонн российской сырой нефти, в 2005 году - 5,5 млн тонн, а в 2006 - 10 млн тонн [101].

ОАО «РЖД» планирует усилить путевой комплекс и проложить в отдельных местах вторые пути от Читы до Забайкальска. На самой станции Забайкальск Забайкальской железной дороги намечено увели­чить приемоотправочные железнодорожные пути, создать условия для перестановки колесных пар цистерн с сырой нефтью на узкую китай­скую колею.

Следует заметить, что нефтеналивные эшелоны на значительном про­тяжении идут прямо вдоль уреза воды уникального озера Байкал.

В марте 2004 года в порту Высоцк, расположенном на берегу Карель­ского перешейка в Ленинградской области, начал работу распределитель­но-перевалочный пункт компании «Лукойл». В 2004 году здесь собира­лись перевалить 2 млн тонн нефтепродуктов, а в дальнейшем объемы перевозок через Высоцк должны возрасти до 12 млн тонн. Для этого за счет ОАО «Лукойл» строится дополнительный железнодорожный путь в обход станции Выборг. Побережья Финского залива на Карельском перешейке очень привлекательно для различных коммерческих органи­заций, которые строят новые портовые мощности. Через них в дальней­шем собираются переваливать с использованием железной дороги 20-25 млн тонн нефтепродуктов в год.

В России сформировался целый ряд компаний, в основном, специа­лизирующихся на транспортировке нефти и нефтепродуктов по желез­ной дороге (таблица 15).

75

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Таблица 15Объем железнодорожных перевозок нефти различными компаниями

№ №

Название компании

Объем перевозки грузов собственным подвижным составом (млн тонн)

Основные грузы в 2003 году

Парк цистерн

в 2003 году

всего

внутренние перевозки

экспорт

1

ОТЭКО

18,000

3,060

14,940

нефтеналивные грузы

15 000

2

« Балттранссервис»

9,545

4,052

5,493

нефтеналивные грузы

3575

3

«Новая перевозоч­ная компания»

1,700

0,300

1,400

нефтеналивные грузы, уголь, железорудное сырье, металлы

4300

4

ТК

«ЛУКойлтранс»

6,683

3,560

3,123

нефтеналивные грузы

5247

5

«Линк Ойл СПб»

6,378

0,135

6,243

нефтеналивные грузы

1823

6

«ТрансГрупп АС» (группа компаний)

6,072

1,822

4,250

уголь, металлы, нефтеналивные грузы, минераль­ные удобрения

2000

7

«ЮКОС-Транссервис»

5,859

1,885

3,974

нефтеналивные грузы

4096

8

Фирма «Трансгарант»

2,438

1,793

0,645

железорудное сырье, нефтена­ливные грузы, уголь, щебень

280

9

«ПО

Спеццистерны»

2,224

1,948

0,276

нефтеналивные грузы, щебень

872

10

«Магистраль-нефтеоргсинтез»

1,423

0,346

1,075

нефтеналивные грузы

1121

11

«Транспортная корпорация»

1,299

0,001

1,298

нефтеналивные грузы

1020

12

«Рынок и связь»

1,201

0,009

1,192

нефтеналивные грузы

1072

13

«Дальнефтетранс»

0,780

0,429

0,351

нефтеналивные грузы

835

Итого:

56,455

34 995

76