logo search
книга борьба полная версия

Глава 2. Риски разливов нефти на море

Общая сумма экономических потерь, связанных с последствиями катаст­рофы танкера «Престиж», оценивается в 5 млрд евро. При этом они были возмещены не более чем на 3%.

К середине 2004 года мировой танкерный флот разросся до 3575 судов дедвейтом от 10 тыс. тонн и выше. Его общая грузоподъемность составляла около 309 млн тонн. Причем 2595 судов (72%) суммарным дедвейтом 272 млн тонн были предназначены для перевозок нефти и нефтепродуктов.

При аварии танкера «Экссон Валдиз» на Аляске в 1989 году было разлито более 70 тысяч тонн нефти, загрязнившей 1200 километров побережья. Общие затраты на ликвидацию и компенсацию ущерба составили около 5 миллиардов долларов (а по некоторым оценкам -9 млрд). Вероятность аварии этого танкера была рассчитана как одна за 241 год эксплуатации. Потребовалось лишь 12 лет его работы. Кстати, вероятность аварии для танкерной транспортировки нефти Пильтун-Астохинского месторождения Сахалина рассчитана по той же методике.

Изменившиеся требования к однокорпусным танкерам - особенно после аварии с танкером «Престиж» и экологической катастрофой у бе­регов Испании - вызвали принятие на 50-й чрезвычайной сессии Коми­тета по защите морской среды, состоявшейся 1-4 декабря 2003 года в штаб-квартире ИМО в Лондоне, поправок к Приложению 1 к Конвен­ции МАРПОЛ 73/78 [24]. Суть поправок сводится к новым срокам вы­вода из эксплуатации однокорпусных танкеров, а также к запрету на транспортировку тяжелых сортов нефти на таких судах.

Объемы разливов нефти из-за аварий танкеров за 1970-2004 годы отображены на рис. 9.

Сотни тыс. тонн

700 -650 -600 -550 -500 -450 -400 -350 -300 -250 -200 -150 -100 -50 -

107

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

Вероятность вылива более 100 тонн нефти при авариях однокорпус-ных и двухкорпусных танкеров приведена в таблице 19 [74].

Таблица 19

Вероятности вылива нефти при авариях однокорпусных и двухкорпусных танкеров

Р разл../авар

Однокорпусные танкеры

Танкеры с двойным корпусом

Р разл..> 100 т

Р разл..> авар.

Р разл..> 100 т

Р разл..> авар.

Посадка на мель

0,25

0,04

0,03

0,09

Столкновения

0,25

0,04

0,03

0,09

Повреждение конструктивных элементов

0,05

0,16

0,05

0,09

Пожар, взрыв

од

0,14

од

0,09

В зависимости от дедвейта и возраста танкеры сгруппированы в 3 категории. Например, суда 20 000 тонн дедвейта и более постройки 1980 года и ранее выведены из эксплуатации с 5 апреля 2005 года; однокор­пусные танкеры 2-й и 3-й категорий 5 000 тонн и более будут выведены в сроки до 2010 года; введено (при морской перевозке) понятие «нефть тяжелых сортов» (новое правило 13Н), которую запрещается перевозить на однокорпусных танкерах дедвейтом 5 000 тонн и более с 5 апреля 2005 года; танкеры более 5 000 тонн и возрастом 15 лет и старше долж­ны проходить оценку состояния. Кстати, российская экспортная сырая нефть, поступающая в порты Балтики, не относится к тяжелым сортам по критериям правила 13Н.

В 2003 году из общего грузооборота российских портов 286 млн тонн, на наливные грузы (в основном это нефть и нефтепродукты) приходи­лось 134 млн тонн. Три из четырех крупнейших российских судоходных компаний - «Совкомфлот», «Новошип» и «Приморское морское паро­ходство» (ПМП) - переориентировались на обслуживание перевозок неф­ти и нефтепродуктов. Из всего объема наливных грузов российские судоходные компании в 2003 году перевезли лишь 19 млн тонн экспорт­ных нефти и нефтепродуктов. При этом только 4% были вывезены суда­ми, ходящими под российским флагом. Флот большинства российских компаний ходит под «удобными» флагами Либерии, Панамы и Кипра.

Федеральное государственное унитарное предприятие «Совкомфлот» имеет самый большой нефтеналивной флот в России - 40 судов совокуп­ным водоизмещением более 3,7 млн тонн. В строю «Совкомфлота» три танкера ледового класса типа «Невский проспект» (по 115 тыс. тонн дед­вейта), восемь танкеров ледового класса типа «Арбат» (по 47 тыс. тонн

108