logo search
книга борьба полная версия

Глава 1. Источники разливов нефти на суше и во внутренних водоемах России

Бесхозная нефтяная скважина

Сбор информации и обследование скважин еще не дали полной и достоверной картины по стране. На сегодняшний день в «черном спис­ке» около 500 опасных скважин. Особую проблему представляют сква­жины, которые бурили для подземных ядерных испытаний, поскольку они находятся непосредственно вблизи залежей углеводородов.

Цена ликвидации одной скважины в зависимости от сложности, глу­бины и удаленности от населенных пунктов колеблется от 1 до 50 млн рублей. К тому же, ликвидировав скважину, никогда нельзя исключать вариант, что под влиянием природных факторов она может вновь «ожить». Технологий, обеспечивающих 100%-ную гарантию, пока не существует. Ежегодный мониторинг законсервированных скважин тре­бует от 50 тыс. до 100 тыс. рублей из расчета на скважину. Таким образом, только для обследования 15 тысяч скважин нераспределенного фонда в федеральный бюджет надо закладывать не менее 1 млрд руб­лей. Если же к этому добавить еще и расходы на ликвидацию, стано­вится очевидным - проблема старых скважин неподъемна для государ­ственного бюджета.

На ликвидацию бесхозных скважин в Коми требуется около трех го­довых бюджетов республики. Регион такие затраты не потянет, поэтому нужна соответствующая федеральная целевая программа. Такой вывод сделала комиссия МЧС России, которая проводила в августе 2003 года проверку в республике. С 40-х годов прошлого века в Коми пробурено более 4,5 тысячи скважин, часть из них передана компаниям, а 3,9 тыся­чи скважин остались без надзора.

37

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

На территории Ямало-Ненецкого автономного округа пробурено бо­лее 5000 поисково-разведочных скважин, из них около 1300 находятся на нераспределенном фонде недр. Большая часть скважин пробурена 25-30 и более лет назад и может представлять серьезную потенциальную опас­ность для населения и экологии региона. Существующая на сегодняш­ний день система предусматривает проверку технического состояния ус­тьев законсервированных и ликвидированных скважин не менее двух раз в год. Контроль за такими скважинами осуществляется только на обустроенных месторождениях с развитой инфраструктурой обслужива­ния, а остальные скважины, как правило, вообще не осматриваются и не обследуются. Из-за длительного простоя в скважинах происходят нео­братимые процессы разрушения, их следствие - появление открытых га­зонефтяных фонтанов, разливов нефти, пожаров, засоление почв и водо­носных горизонтов пресных вод [50, 56, 109, 120].

На начало 2004 года на Ямале было ликвидировано 835 скважин, из них 223 - за счет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы округа. Но в связи с отменой отчислений ставок на воспроизвод­ство минерально-сырьевой базы в регионе прекратилось финансирова­ние работ по ликвидации аварийно-опасных скважин. Огромные масш­табы работы и финансовые вложения на ее осуществление требуют сроч­ного вмешательства со стороны федеральной власти.

В июле 2004 года губернатор Ямало-Ненецкого АО и постоянный пред­ставитель Программы развития ООН подписали соглашение о работе по подготовительной стадии проекта «Программа ликвидации законсерви­рованных нефтяных и газовых скважин в Ямало-Ненецком автономном округе как важнейший фактор дальнейшего экологического и социаль­но-экономического развития региона».

Основные выводы по этой проблеме:

38