logo search
книга борьба полная версия

Глава 1. Источники разливов нефти на суше и во внутренних водоемах России

Рис. 5. Схема нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан»

рового рынка сырой нефти и нефтепродуктов. В 2002 году объем потребления нефти и нефтепродуктов в АТР составил 992 млн тонн, или 28% общемирового потребления. Наиболее крупные потребители здесь - это Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Индонезия, Австра­лия. Согласно прогнозам, потребление нефти и нефтепродуктов в ре­гионе к 2010 году возрастет до 1510 млн тонн, к 2020 году до 1970 млн тонн, к 2030 году до 2205 млн тонн.

Трасса проектируемого нефтепровода проходит по территориям семи субъектов Российской Федерации - Иркутской, Читинской и Амурской областей. Республики Бурятия. Еврейской автономной области, Хаба­ровского и Приморского краев. Протяженность проектируемой системы по маршруту Тайшет-Казачинское-Сковородино-Перевозная - 4130 км. Для строительства нефтепровода принимаются трубы диаметром 1220 мм. Трасса характеризуется сложными геологическими, гидрологическими и сейсмическими условиями. На основном ее протяжении предусматрива­ется подземная прокладка трубопровода. Предстоит преодолеть свыше 436 км болот, более 1 тыс. км скальных и полускальных грунтов, зоны вечной мерзлоты, курумы, разломы, карстовые породы, селевые и ополз­невые участки, косогоры со значительными уклонами. На пути имеется около 50 больших и малых рек, десятки автомобильных и железнодо­рожных дорог.

Обслуживание трубопровода предполагается бригадами, входящими в состав линейных эксплуатационных станций, которые расположены на гор­ных участках через 80-100 км, на равнинах - через 200-250 км. При НПС

47

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

иу линейных задвижек, где отсутствуют дороги, предусмотрены вертолет­ные площадки. Проектируются 32 нефтеперекачивающие станции, в том числе 13 с резервуарным парком с суммарным объемом 2670 тыс. куб. м. В состав производственных объектов морского комплекса входят грузо­вые причалы, в том числе один для танкеров дедвейтом 300 тыс. тонн, причалы портофлота, объекты вспомогательного назначения. Все соору­жения и здания системы предусматривают необходимую компоновку объек­тов и рассчитаны на сейсмическую нагрузку [101].

31 декабря 2004 года Премьер-министр Российской Федерации Ми­хаил Фрадков подписал постановление о проектировании и строитель­стве единой нефтепроводной системы по маршруту город Тайшет (Ир­кутская область) - город Сковородино (Амурская область) - бухта Пе­ревозная (Находка, Приморский край) общей мощностью до 80 млн тонн нефти в год (трубопроводная система «Восточная Сибирь - Тихий оке­ан»). Функции заказчика проектирования и строительства трубопровод­ной системы возложены на компанию «Транснефть».

Минприроды России надлежало разработать программу геологичес­кого изучения и предоставления в пользование месторождений углево­дородного сырья Восточной Сибири и Дальнего Востока и по согласова­нию с Минпромэнерго России и Минэкономразвития России утвердить ее. Кроме того, до 1 мая 2005 года должны были определены этапы стро­ительства этой трубопроводной системы с учетом программы предостав­ления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Дальнего Востока. Минтрансу России совместно с Миноборо­ны России было поручено разработать порядок захода в бухту Перевоз­ная и выхода из нее с целью обеспечения безопасности плавания в аква­тории специализированного порта и на подходах к бухте.

МПР России настойчиво предлагает перенести конечный пункт неф-тепоровода в Находку.

Стоимость проекта оценивается в 10,75 млрд долларов. Согласно по­становлению, органам государственной власти Республики Бурятия, Ир­кутской, Читинской и Амурской областей, Еврейской автономной облас­ти, Хабаровского и Приморского краев рекомендовано оказывать содей­ствие в решении вопросов, связанных со строительством объектов новой трубопроводной системы.

После США Россия занимает второе место по протяженности магист­ральных трубопроводов. Схема транспортировки нефти по сети действу­ющих магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть» представ­лена на рис. 6 [116].

И хотя этот способ транспортировки нефти считается наиболее безо­пасным, однако все больше фактов свидетельствуют о том, что безопас­ности на нефтепроводах России по-прежнему уделяется недостаточно внимания.

48