logo search
книга борьба полная версия

Глава 2. Риски разливов нефти на море

Таблица 21Наиболее крупные аварии на морских месторождениях нефти

Год

Характеристика аварии

1977

Месторождение Ekofisk в Северном море, выброс 25 000 тонн нефти, пятно площадью 4000 кв. км, ущерб - 120 млн долларов.

1979

Залив Кампече (Мексиканский залив), выброс с буровой Ikstok-1 более 500 000 тонн нефти, площадь пятна - 640 кв. км.

1980, март

Платформа Alexander Keilland в Северном море разломилась из-за усталости металла и опрокинулась, погибло 123 человека.

1982, сентябрь

Платформа Ocean Ranger (USA) перевернулась в Северной Атлантике, погибло 84 человека.

1984, август

Авария на платформе Petrobras около побережья Бразилии, из-за взрыва и пожара погибло 36 человек.

1988, июль

Авария на платформе Piper Alpha фирмы Occidental Petroleum, из-за взрыва газа погибло 167 человек.

1989, май

Платформа Union Oil, из-за взрыва и пожара ранено 3 человека.

1995, январь

Платформа ExxonMobil около побережья Нигерии, из-за взрыва погибло 13 человек.

1996, январь

Платформа Morgan в Суэцком канале, из-за взрыва погибло 3 человека.

1998, июль

Платформа Glomar Arctic IV, из-за взрыва погибло 2 человека.

2001, март

Платформа Р-56, Petrobras, из-за взрыва погибло 10 человек, ущерб от затопления и разлива десятков тысяч тонн нефти превысил 1 млрд долларов.

2001, ноябрь

Платформа компании Statoil оторвалась от буксира и ушла вместе с командой в 70 человек в дрейф по Норвежскому морю.

2002, 11 мая

В 27 милях от Бирмингема в Северном море произошло столкно­вение рыболовецкого судна «Марбелла» с нефтяной платформой.

2.3.2. Бассейн Балтийского моря

Балтийское море (414 000 км2) расположено на северо-западе евро­пейской части России. Прилежащие страны: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия, Швеция, Дания, Финляндия. Балтийское море со­единяется на западе с Северным морем.

Балтика - крайне чувствительный морской бассейн, мелководный, с глубинами до 40 метров, с низкой соленостью. В условиях закрыто­го, небольшого по размерам моря, с его чувствительными к неблаго­приятным воздействиям экосистемами, аварии с крупными разливами нефти приведут к чрезвычайно тяжелым последствиям. Они могут коснуться не только стран, непосредственно участвующих в россий-

125

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

ском нефтяном экспорте (России, Эстонии, Латвии, Литвы). Основные характеристики Балтийского моря и некоторых других водоемов при­ведены в таблице 22.

Таблица 22

Основные сравнительные характеристики морей

Акватории

Площадь поверхности, тыс. км

Объем, тыс. км3

Средняя глубина, м

Максималь­ная глубина, м

Балтийское море

415

21

52

459

Черное море

423

537

1271

2245

Средиземное море

2505

3603

1438

5121

Атлантический океан (без окраинных морей)

88 442

323 613

3926

9218

Балтика по отношению к Атлантике, %

0,5

0,007

1,3

5,0

Почти весь кислород, необходимый для нормального обитания орга­низмов в глубинной части Балтики, приходит вместе с водами Северно­го моря. Это происходит нерегулярно, только под воздействием сильных западных ветров. В целом за XX столетие было около 90 вторжений североморской воды, однако, например, в период с 1983 по 1992 годы не было ни одного. Поступающие воды более соленые, более плотные, по­этому погружаются вниз.

Пятьдесят первая сессия Комитета по Морской Среде Международ­ной Морской Организации (ММО) (29 марта - 2 апреля 2004 года) приняла решение о том, что Балтийское Море (за исключением террито­риальных вод России) признано особо уязвимым морским районом. В рамках решения о новом статусе Балтики от всех стран, выходящих в регион Балтийского моря, потребуется отказаться от нефтеналивных тан­керов с одинарным днищем.

Балтийское море уже испытывает колоссальную нагрузку нефтяного загрязнения, его акватории больше загрязнены нефтью, чем Мировой океан в целом. С различными стоками в акваторию Балтийского моря ежегодно попадает до 600 тыс. т нефти. На Балтийское море приходится до 10% мировых морских перевозок. Ежедневно в Балтийском море на­ходится около 2000 больших кораблей и танкеров.

С ростом объема транспортировки и добычи нефти в этом бассейне будет повышаться риск как систематического, так и катастрофического загрязнения побережий и других стран, имеющих выход к Балтийскому морю и проливам, соединяющим его с Северным морем (Финляндии, Швеции, Польши, Германии, Дании, Норвегии).

126