logo search
книга борьба полная версия

Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов

рых в район разлива не позднее, чем через 48 часов, для отклоне­ния нефтяного пятна и защиты районов приоритетной защиты; - скиммеров порогового типа производительностью 100 м /ч, вводи­мых вдействие по мере ведения ЛРН:

2 часа с момента начала работ - в составе ордера ведет сбор 1 скиммер;

4 часа с момента работ - ведут сбор 2 скиммера; 8 часов с момента работы - ведут сбор 10 скиммеров; 12 часов с момента работ - ведут сбор 14 скиммеров. 48 часов с момента разлива вступают в действия дополнитель­ные силы и средства, пребывающие с других регионов. В случае работы ордера с бонами развернутыми U-образно, необходи­мо в каждом ордере использовать два судна для буксировки двух боно-вых веток и одно судно с нефтесборным устройством (для 14 ордеров -28 судов-буксировщиков бонов и 14 судов с нефтесборными устройства­ми). При J-образном построении ордера в каждом ордере используется одно судно буксировщик бонов и одно судно с нефтесборным устройством. Исходя из естественного разложения нефти при воздействии окружа­ющей среды, образования тонких нефтяных пленок, жестких погодных условий, при которых обычно происходят катастрофические разливы нефти, связанные с разрушением корпуса танкеров, а также дрейфа не­фтяного пятна на эффективный сбор нефти отводится не более 72 часов. В большинстве случаев в течение этого времени нефтяное пятно достиг­нет берега и нефть загрязняет береговую полосу (для условий закрытых акваторий, например Балтийского моря и Финского залива, время до­стижения и выброса нефти на берег значительно меньше и может со­ставлять от суток до 6-8 часов).

Расчетное количество нефти, которую можно собрать за 72 часа при работе 14 ордеров, составляет около 7500 тонн. Для временного хране­ния собранной нефте-водяной смеси потребуются танкеры и плавемкос-ти общим объемом 75 000 тонн, либо должна быть организована в ходе ведения работ ЛРН сдача собранной нефте-водяной смеси на береговые сооружения и возврат освободившихся емкостей к месту сбора.

Дальнейшие работы ЛРН связаны с очисткой береговой полосы и ликвидации, отдельных сравнительно небольших пятен нефти на воде. Для очистки береговой полосы, особенно в 8 труднодоступных местах, потребуется привлечение строительной техники (грейферов, бульдозе­ров, погрузчиков) и ручных средств очистки. Их количество может быть оценено следующим образом: на 1000 м побережья потребуется 2 единицы техники на и 10 человек с ручными средствами сбора. На практике все эти расчетные значения следует умножить на коэффици­ент 2,5 (коэффициент запаса), т.е. на 1 км берега потребуется 5 единиц строительной техники и 25 человек с ручными средствами. Исходя из

267

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

диаметра разлившейся нефти, через 72 часа с момента разлива нефтьможет загрязнить 3,5 км берега. Таким образом, для очистки берега необходимо 18 единиц строительной техники и 88 человек с ручными средствами.

Расчеты показывают, что при разливах федерального значения (более 22 000 тонн) в регионах необходимо введение в действие всех имеющихся средств ЛРН БАСУ или АСПТР с обязательным привлечением сил и средств организаций, находящихся в регионе. Кроме того, необходима до­ставка оборудования к месту разлива со всех других регионов, а также, при разливах трансграничного характера, и из других стран.

4.3.3. Рекомендации международной ассоциации представителей нефтяной промышленности по охране окружающей среды

Международная ассоциация представителей нефтяной промышленно­сти по охране окружающей среды (IPIECA) выпустило Руководство по планированию действий в чрезвычайных ситуациях при разливах нефти [81], в котором отражены также вопросы разработки ПЛРН.

Всякий план действий в чрезвычайных ситуациях в связи с разлива­ми нефти должен включать в себя три части:

В числе потенциальных преимуществ, которые дает планирование дей­ствий в кризисных ситуациях, следующие:

268