logo search
книга борьба полная версия

Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов

Экологические проблемы, связанные с разработкой нефтяных место­рождений в условиях лесных и лесоболотных ландшафтов, в зоне прояв­ления криогенных процессов, были выявлены на космических снимках одного из важнейших районов нефтедобычи в Западной Сибири - ши­ротного участка долины р. Оби у Нижневартовска. При дешифрирова­нии космических снимков выявлены различные нарушения, связанные с нефтеразработками. Например, в местах добычи в результате изъятия нефти и подземных растворов происходит проседание поверхности, при­водящее к заболачиванию местности, и на месте исходных торфяников образуются низинные болота. Преграждение путей естественного стока линейными сооружениями может вызывать подтопление выше сооруже­ния или переосушение территории ниже его. Такие нарушения четко фиксируются на снимках.

На космических снимках отображаются также нефтяные загрязнения -темные длинные полосы отдельных разливов нефти в результате аварий. Эти разливы сопровождаются светлыми шлейфами термальных высоко­минерализованных вод, которые извлекаются на поверхность вместе с нефтью. Нефтяное загрязнение, кроме того, наблюдается вокруг буро­вых и станций перекачки.

В результате анализа космических снимков составлена карта антро­погенных изменений природной среды Самотлорского месторождения, которая представляет собой элемент космического мониторинга состоя­ния территории в районах нефтедобычи и должна использоваться для контроля изменений природной среды и разработки природоохранных мероприятий по предотвращению нарушений и рекультивации террито­рии. Аналогичная работа проведена и для Повховского месторождения в Западной Сибири, для которого в результате анализа воздействия на при­роду в связи с нефтедобычей по космическим снимкам составлена эко-лого-ландшафтная карта.

Для анализа по космическим снимкам загрязнения и нарушений тер­ритории, связанных с нефтедобычей, целесообразно обращение к аэро­фотоснимкам, позволяющих выявлять и в деталях прослеживать источ­ники загрязнения поверхности и характер нарушений природной среды.

Повышение пространственного разрешения оперативно получаемых радиолокационных снимков имеет исключительно важное значение для мониторинга районов добычи нефти и трасс трубопроводов, так как только разрешение порядка 1 м позволяет обнаруживать аварии, места утечки нефти, загрязнения земной поверхности и водоемов.

Развитие методов радиолокационной съемки и накопление их фонда имеет существенное значение для районов нефтегазодобычи, которые в России приходятся на территории со сложными погодными условиями и всепогодная радиолокационная съемка может быть более надежным методом мониторинга. Важно также, что на радиолокационных снимках

223

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

находят отображение различные типы растительности, влажность поверх­ностных грунтов, дамбы, дороги, трубопроводы, промышленные площад­ки. Другое уникальное свойство радиолокационных снимков - отобра­жение на них нефтяного загрязнения морской поверхности, нефтяных сликов, которые выделяются на снимках благодаря тому, что пленка неф­ти сдерживает волнение и обусловливает изменение шероховатости поверхности воды.

Очень эффективно методы дистанционного зондирования земной по­верхности с искусственных спутников Земли могут использоваться и в решении задач выявления и контроля путей миграции зон загрязнения поверхностных вод нефтью.

В частности, с их помощью можно оперативно отслеживать пути миг­рации крупных нефтяных пятен от попавшей в воду нефти при авариях танкеров, подводных или прибрежных нефтепроводов; выявлять в лес­ных зонах возникающие близ районов расположения нефтепроводов и нефтехранилищ очаги лесных пожаров; методами дистанционной фото­грамметрии определять грозящие разрывами трубопроводов невидимые непосредственно на земной поверхности медленные деформации протя­женных нефтепроводов и т.д.

Особое значение придается вопросам мониторинга сети транспорти­ровки нефти, поскольку именно на них происходят чаще аварийные раз­ливы нефти и нефтепродуктов.

Исходя из современных концепций планирования и реализации при­родоохранных мероприятий для крупномасштабных и длительно эксп­луатируемых технических объектов, система мониторинга экологической безопасности транспортировки нефти должна охватывать все основные стадии жизни реализующих эту транспортировку крупных технических объектов: проектно-изыскательскую, строительно-монтажную, эксплуата­ционную и постэксплуатационную.

На первых двух стадиях, то есть при проектировании и строительстве нефтепроводов, а также обслуживающих их перекачивающих станций и резервуарных парков, выявляются, локализуются и исследуются природно-обусловленные аварийно-опасные зоны. К таким зонам приурочено до 80% всех аварий, зафиксированных на транспортных трубопроводах, а также в нефтехранилищах. Расположенные в таких зонах нефтедобыва­ющие скважины при длительной их эксплуатации (особенно же при ис­пользовании заводнения пластов, что характерно для многих месторож­дений на территории Западной Сибири) могут приводить к заметным проявлениям сейсмичности, срезке скважин, разрывам нефтепроводов, пожарам.

На проектно-изыскательской стадии к местам повышенной экологи­ческой опасности относят также переходы магистральных трубопрово­дов через реки, овраги, горные районы, болота, лесные массивы, через

224