logo search
книга борьба полная версия

Глава 4. Организация борьбы с разливами нефти и нефтепродуктов

(приема сигнала бедствия) до окончания отдачи швартовых (съемки сякоря) и начала движения.

К моменту выхода судна на борт должен быть принят персонал АП или МСП и погружено необходимое для выполнения работ аварийно-спасательное имущество и оборудование для ЛРН.

В составе БАСУ имеется 91 единица судов различных типов, в том числе: буксирно-спасательные - 6 единиц и специализированные суда ЛРН - 13 единиц.

Буксирно-спасательные и специализированные суда ЛРН сосредото­чены в Мурманском, Балтийском, Сахалинском и Дальневосточном БАСУ. В остальных БАСУ эти средства либо отсутствуют, либо имеются в ко­личестве недостаточном для проведения серьезных аварийно-спасатель­ных операций.

В соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» финансирование затрат, связанных с при­обретением основных средств (инвестиции) и возмещением текущих рас­ходов БАСУ по несению готовности к проведению ЛРН, как за выпол­нение федеральной задачи, осуществляется за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников.

Прорабатывалось привлечение страховых кампаний к оплате расхо­дов БАСУ по проведению превентивных мероприятий по подготовке к ликвидации морских аварий (международных учений), однако, их учас­тие было ограниченным.

Следует отметить, что основная тяжесть затрат на приобретение оборудования ЛРН ложится на государство, а потенциальные виновни­ки разливов нефти в этом практически не участвуют. В то же время, например в США и Канаде, установлены специальные фонды, куда отчисляются средства за каждую тонну добываемой и транспортируе­мой морем нефти.

В связи с разработкой шельфа в районе о. Сахалин, российской части Балтийского, Каспийского и Баренцева морей, строительством нефтяных терминалов Каспийского трубопроводного комплекса (КТК) в порту Новороссийск и Балтийской трубопроводной системы (БТС) резко воз­растает объем добываемой и транспортируемой морем нефти. Расчетные риски разлива нефти на объектах составят до 1500 м3, а максимальные разливы при крупных катастрофах могут составлять десятки тысяч тонн.

Находящееся у владельцев потенциально опасных объектов оборудо­вание ЛРН обеспечивает только ликвидацию разливов по расчетным рискам. При больших разливах должны задействоваться региональные планы, технической основой которых является оборудование ЛРН БАСУ, которого явно недостаточно.

В последние годы из-за значительного увеличения объемов морских перевозок нефти, начала добычи нефти на морском шельфе, а также из-

233

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

за физического и морального износа оборудования ЛРН система реаги­рования на большинстве морских бассейнов не отвечает стоящим передней задачам.

Необходима ее модернизация, которая должна соответствовать следу­ющей принятой политике реагирования на разливы нефти:

При модернизации бассейновых систем реагирования целесообразно руководствоваться рекомендациями Хельсинкской комиссии по охране Балтийского моря от загрязнения (ХЕЛКОМ) по реагированию на раз­ливы нефти, так как требование постановления Правительства РФ от 21 августа 2000 года № 613 обеспечить локализацию разлива нефти в море в течение четырех часов трудно выполнимо, а в большинстве слу­чаев нереализуемо даже теоретически [74].

Согласно рекомедаций ХЕЛКОМ:

234