logo search
книга борьба полная версия

Глава 5. Технологии и средства ликвидации разливов нефти

Для условий открытого моря и акваторий крупных морских портоввыпускаются боны из высокопрочных материалов с синтетическим неф-тестойким материалом. Часто их изготавливают полностью симметрич­ными, т.е. они не имеют передней или задней стороны. Это обеспечивает возможность быстрой буксировки по прямой линии из одного положе­ния в другое, и подходить к разливу с любой стороны.

Боны постоянной плавучести предназначены для локализации разли­ва нефти в водохранилищах, затонах, реках, акваториях портов, а также для оперативного ограждения судов при приеме топлива, нефтеналив­ных судов при грузовых операциях. Обладают высокой разрывопрочнос-тью и обеспечивают скорость их буксировки до 3-х узлов. Конструкция обеспечивает максимальное сопротивление волновым и ветровым нагруз­кам, не поглощают воду и нефтепродукты.

Аварийное боновое заграждение предназначено для локализации неф-теразливов, возникающих в случае аварии на судах всех назначений при переходах по внутренним водам и прибрежной зоне морских заливов, которое хранится в аварийном запасе танкера вместе с копией Сертифи­ката Регистра.

327


Для закрытых водоемов, рек и акваторий портов широко используют­ся в качестве аварийных сверхлегкие нефтеограждающие боны. Они из-

Предупреждение и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

готавливаются из пропилена и не требуют отмывания после использова­ния, поскольку их просто сжигают, так как стоимость их очистки экви­валентна стоимости самих бонов.

Боны заградительные предназначены для оперативной локализации разлившихся на водной поверхности нефти и нефтепродуктов с целью предупреждения их дальнейшего распространения, подвода к нефтесо-бирающим устройствам и защиты береговой полосы. Заграждение пред­ставляет собой отдельные секции, заполненные поплавками, с верхним и нижним силовыми элементами, воспринимающими продольные нагруз­ки. На концах каждой секции заграждения установлены универсальные замки искробезопасного исполнения из специального сплава алюминия, что обеспечивает быстрое и надежное соединение (разъединение) сек­ций между собой как на берегу, так и на плаву. Конструкция замков полностью исключает возможность просачивания нефти и нефтепродук­тов через места стыковки секций. Все стальные элементы бона имеют гальваническое покрытие. Боны работают как на стоячей воде, так и на течении со скоростью до 1,7 м/с.

Всплывающие боновые заграждения отличаются высокой надежнос­тью. Их конструкция обеспечивает оперативность развертывания (боны способны полностью перегородить реку за 2-3 минуты). Пуск осуществ­ляется дистанционно в момент обнаружения утечки из нефтепровода. Боновый скиммер всплывает вместе с бонами. Ресивер представляет со­бой связку баллонов со сжатым воздухом. Ткань бонов обладает высо­кой прочностью, стойкостью к воздействию нефтепродуктов. Все швы выполняются методом высокочастотной сварки. Комплекс, находясь на дне, не изнашивается, круглосуточно готов к работе, как летом, так и зимой, и не препятствует судоходству.

Всплывающие боновые заграждения обеспечивают эффективную ло­кализацию и сбор нефти в акватории портов, водохранилищах, озерах, реках, тем самым представляют надежную защиту. Срок службы комп­лекса порядка 5 лет с момента установки, с последующим ежегодным переосвидетельствованием, не зависит от гидрометеоусловий и челове­ческого фактора. Всплывающие боновые заграждения очень эффектив­ны при установке на нефтяном терминале.

Для защиты береговых линий, гаваней и рек с высокими приливно-отливными течениями от разливов нефти и нефтепродуктов разработа­ны специальные боновые заграждения - приливные боны. Приливное боновое заграждение имеет надутую воздухом плавучую камеру и две балластные камеры с водой. Во время отлива боновое заграждение стоит вертикально на земле. Камеры с водой формируют барьер, пре­дотвращающий прохождение нефти (которую несет течение под боном) на берег или пляж. Боны всплывают, как только глубина воды увели­чивается. Приливное боновое заграждение идеально для использования

328