Авиационные генераторы переменного тока
Применение на летательных аппаратах переменного тока вместо постоянного дает возможность повысить напряжение в системе электроснабжения до 200-400В и тем самым снизить передаваемые токи, а следовательно, и массу бортовой сети; применить безколлекторные генераторы и электродвигатели, которые более надежны, чем коллекторные машины; получить постоянный ток с помощью трансформаторно-выпрямительных блоков, имеющих высокий КПД. Поэтому на современных самолетах применение переменного тока вместо постоянного, находит широкое распространение.
Однако применение только переменного тока на самолетах связано с рядом трудностей:
для многих потребителей требуется ток стабильной частоты поскольку скорость вращения авиадвигателя переменная, то для получения стабильной частоты генератора требуется редуктор с плавно изменяющимся передаточным отношением
сложность осуществления параллельной работы генераторов переменного тока
малые пусковые моменты электродвигателей переменного тока
сложность регулирования скорости вращения мощных электродвигателей переменного тока.
Генераторы переменного тока. Основными типами являются генераторы СГ, СГК, СГО, СГС, ГТ и ГО. Буквы в условных обозначениях расшифровываются следующим образом:
С | самолётный |
Г | генератор |
К | комбинированный |
О | однофазный |
С (вторая) | синхронный |
Т | трёхфазный |
Цифры обозначают номинальную мощность генератора.
Синхронные генераторы имеют закрытое исполнение, фланцевое крепление и охлаждаются воздухом, продуваемым через полость генератора. Частота тока жестко связана со скоростью вращения. Поэтому в системах переменного тока стабильной частоты применяются специальные приводы постоянной частоты вращения, в качестве которых используются гидравлические, дифференциальные, гидромеханические, воздушно-турбинные, турбомеханические и электромашинные приводы.
Генераторы переменного тока бывают контактные и бесконтактные. В последнее время все более широкое распространение начинают находить бесконтактные безщеточные генераторы (ГТ-30П46, ГТ-30П48, ГТ-40П48, ГТ-60П48, ГТ-120ПЧ6, СГК-11/1,5 КИС, СГК-30/1,5).
Стабилизация напряжения генераторов переменного тока независимо от частоты вращения и величины нагрузки осуществляется так же, как и у генераторов постоянного тока, путем изменения тока возбуждения. Для регулирования напряжения синхронных генераторов используются угольные, транзисторные, тиристорные регуляторы и регуляторы на магнитных усилителях.
Для защиты сети от перенапряжения применяют автоматы защиты сети переменного тока АЗП1-3СД (для трехфазного), АЗП1-1СД, АЗП1-1СДТ (для однофазного).
В системах защиты по частоте в качестве чувствительных элементов используются резонансные контуры или дроссели насыщения, реагирующие на частоту и управляющие работой генераторов с помощью мостовой схемы или магнитного усилителя.
Включение синхронного генератора в сеть производится автоматически с помощью синхронизатора, состоящего из выпрямительного моста, конденсатора и ряда реле. Схема подключает генератор к сети, когда выполняются все перечисленные выше условия.
После включения генераторов на параллельную работу необходимо обеспечить автоматическое распределение между ними активных и реактивных мощностей (нагрузок).
Активной называется мощность, которая отбирается генераторами от привода и преобразуется в потребителях электрической энергии. Равномерное распределение активных мощностей достигается воздействием на привод через регуляторы скорости вращения.
Реактивной называется мощность, которая в течение одного полупериода отдается генератором в сеть, накапливается в магнитных полях индуктивных катушек (или емкостях), а в течение другого полупериода возвращается в генератор. Среднее значение мощности за период оказывается равным нулю. Равномерное распределение реактивных мощностей между генераторами достигается воздействием на возбуждение параллельно работающих генераторов через регуляторы напряжения. Для уравнивания токов возбуждения параллельно работающих генераторов в регуляторах напряжения имеются корректирующие обмотки.
Комбинированные устройства. В последнее время находят все большее применение комбинированные устройства, обеспечивающие включение генераторов в сеть, регулирование их напряжения, защиту от коротких замыканий и обрывов в цепи генератора, а также сигнализацию отключения генератора от бортсети. К ним относятся коробки типа КВР-1М, КВР-3-2Ф, КВР-11. Кроме гого, в системе защиты и регулирования напряжения генераторов переменного гока применяются программные механизмы (ПМК-14, ПМК-1113А), предназначенные для автоматического отключения генераторов от сети при коротких замыканиях внутри генераторов и на участках сети.
Особенности параллельной работы генераторов переменного тока. По сравнению с параллельной работой генераторов постоянного тока параллельная работа синхронных генераторов имеет ряд особенностей: при включении генератора переменного тока порядок следования фаз и ЭДС генератора должны соответствовать порядку следования фаз сети; ЭДС и частота по величине должны быть примерно равны напряжению и частоте сети; фазы ЭДС должны совпадать с фазой напряжения сети.
Основные ТТД синхронных генераторов типа СГК
Показатель | Тип генератора | |||
СГК-11/1,5КИС | СГК-30/1,5 | |||
однофазный | трехфазный | однофазный | трехфазный | |
Способ соединения обмотки | - | звезда | звезда | - |
Напряжение линейное, В | 120 | 37 | 208 | 120 |
Мощность при режиме, кВА продолжительность кратковременно (до 5 мин) | 11 - | 1,5 - | 17 24,5 | 1,5 1,5 |
Ток нагрузки, А | 92 | 23 | 47,4 | 12,5 |
Частота, Гц | 400 | 400 | ||
Коэффициент мощности | 0,8 | 0,85 | ||
Частота вращения, об/мин | 8000 | 8000 | ||
Масса генератора, кг | 36 | 37,5 | ||
Коммутационная, защитная аппаратура | КЗУ-11/1,5; РНМ-154К | КЗУ-30/1,5; БР-204К; РНУ-204К; ППЗ-43-100; ППЗ-43-33 |
Основные ТТД синхронных генераторов типа ГО и ГТ
Показатель | Тип генератора | ||||
ГО-16ПЧ8 | ГТ-16ПЧ8 | ГТ-40ПЧ8 | ГТ-60ПЧ8АТВ | ГТ-120ПЧ6 | |
Способ соединения обмоток | звезда | звезда | звезда | звезда | звезда |
Напряжение линейное, В | 208 | 208 | 208 | 208 | 208 |
Мощность, кВА | 16 | 16 | 40 | 60 | 208 |
Ток нагрузки (фазы), А | 133 | 44,5 | 111 | 167 | 333 |
Коэффициент мощности | 0,85 | 0,85 | 0,8 | 0,8 | 0,8 |
Рабочая частота, Гц | 396-404 | 400 | 392-408 | 400 | 400 |
Частота вращения, об/мин | 7920-8080 | 8000 | 7840-8160 | 8000 | 6000 |
Напряжение возбуждения, В | 26-30 | 42 | 26-30 | - | 43-49 |
Ток возбуждения, А | 25 | 2 | самовозбуждение | 2,5 | 2,9 |
Масса генератора, кг | 27,5 | 16 | 47 | 59 | 85 |
Комутационная, защитная и регулирующая аппаратура | РН-600, КВР-2, КОЧ-1А, АЗП1-1СД, ВС-33 | - | БРН-62, БРЧ-62, БТТ-62,БЗУ-62 | БРН-208МТА, БЗУ-376СП, БТТ-40Б | БРЗУ-115/ВА, БТТ-120 |
Основные ТТД синхронных генераторов типа СГС, СГО, СГК
Показатель | Тип генератора | ||||
СГС-7, 5Б | СГО-8 2с | СГО-12, СГО-12МО | СГК-30М | СГО-30У | |
Способ соединения обмоток | звезда | треугольник | треугольник | звезда | звезда |
Напряжение линейное, В | 120 | 115 | 120 | 115 | 208 |
Мощность (длительно), кВА | 7,5 | 8 | 12 | 14 | 30 |
Ток нагрузки (фазы), А | 36 | 69,5 | 100 | 40,6 | 144 |
Коэффициент мощности | 0,85 | 0,85 | 0,8 | 0,85 | 0,9 |
Диапазон рабочих частот, Гц | 400-900 | 400-900 | 380-910 | - | 398-428,5 |
Диапазон частоты вращения вала, об/мин | 4000-9000 | 4000-9000 | 3800-9100 | 7760-8240 | 7800-8750 |
Напряжение возбуждения, В | 28 | 26-30 | 26-30 | - | 26-30 |
Ток возбуждения, А | 28 | 28 | 28,5 | 29 | 29 |
Масса генератора, кг | 16,1 | 31 | 33 | 25,5 | 29,8 |
Сила нажатия на коллектор, Н | 8,5-9,5 | 8,5-9,5 | - | 13,5-15 | 8,5-9,5 |
Коммутационная, защитная и регулирующая аппаратура | РН-600, КРЛ-31, ВС-30Б | РН-600, КРП-31, АЗП-1СД, ВС-33 | БРЗУ-30М, СП-20ТА | РН-600 2с, КРН-0 2с, ПМК-14, КВП-1А 2с, АЗП1-1СД, ВС-30Б | РН-600, КРЛ-26П, ВС-30Б, КПРГ-30Т |
(продолжение)
Показатель | Тип генератора | ||||
СГС-30Т | СГС-30-8 | СГС-40У | СГС-90 | СГ-90/360 2с | |
Способ соединения обмоток | треугольник | звезда | звезда | звезда | треугольник |
Напряжение линейное, В | 208 | 208 | 208 | 360 | 306 |
Мощность (длительно), кВА | 30 | 30 | 40 | 75 | 75 |
Ток нагрузки (фазы), А | 83,4 | 83,5 | 111 | 120 | 120 |
Коэффициент мощности | 0,85 | 0,85 | 0,9 | 0,9 | 0,9 |
Диапазон рабочих частот, Гц | 225-450 | 368-580 | 378,5-417,5 | 375-450 | 375-450 |
Диапазон частоты вращения вала, об/мин | 4500-9000 | 5500-8700 | 7750-8350 | 7500-9000 | 7500-9000 |
Напряжение возбуждения, В | 26-30 | 26-30 | 26-30 | - | 50 |
Ток возбуждения, А | 55 | 40 | 29 | - | 3,5 |
Масса генератора, кг | 30,5 | 42 | 39,8 | 62 | 62 |
Сила нажатия на коллектор, Н | 8,5-9,5 | 13,5-15 | 5,2-6,2 | 5,2-6,2 | 5,2-6,2 |
Коммутационная, защитная и регулирующая аппаратура | РН-600, КВР-3-2, КОЧ-1А, ВС-33А | РН-600, КРН-0, КВП-1А, ВС-30Б | РН-600, КРЛ-33А, ПМК-14, ВС-34, ТТ-33 | РН-600, КПР-33А, ТГ-33, ТТИ-360, ПМК-14 | РН-600, КРП-33А, ТГ-33, ТТИ-360, ПМК-14, ВС-34 |
- Электрооборудование Общие сведения об электрооборудовании самолетов Назначение, история и классификация электрооборудования
- 1.1.Назначение и объем электрооборудования самолетов
- Воздушный кодекс российской федерации
- Виды авиации
- 1.2.История самолетного электрооборудования
- 1.3.Классификация электрооборудования
- 1.4.Показатели электросети
- 1.5.Типы систем электроснабжения
- 2.1.Климатические требования
- 2.2.Температурные влияния
- 2.3.Динамические воздействия
- 2.4.Дополнительные требования
- 2.5.Требования минимальной массы
- 2.6.Срок службы
- 2.7.Специальные требования к системам электроснабжения
- Источники электрической энергии
- Авиационные генераторы постоянного тока
- Регулирование напряжения самолетных генераторов постоянного тока
- Устройство и эксплуатационные характеристики генераторов постоянного тока
- Авиационные генераторы переменного тока
- Аппаратура, работающая в комплекте с генераторами переменного тока
- Авиационные аккумуляторные батареи
- Авиационные кислотные аккумуляторы.
- Авиационные серебряно-цинковые аккумуляторы
- Авиационные никель-кадмиевые аккумуляторы
- Авиационные преобразователи электроэнергии
- Авиационные преобразователи электрической энергии
- Основная (первичная) система электроснабжения
- Коробка отсечки частоты коч-62б 2-й серии.
- Вторичные системы электроснабжения
- Назначение, состав и основные технические данные вторичной системы электроснабжения постоянного тока напряжением 27в
- Самолетная электрическая сеть. Элементы электрических сетей. Особенности электрических сетей.
- Системы генерирования
- Системы распределения
- Аппаратура защиты.
- Коммутационная аппаратура
- Выключатели и переключатели
- Контакторы
- Аппаратура управления.
- Монтажно-установочная аппаратура.
- Аппаратура защиты от помех.
- Потребители электрической энергии Авиационный электропривод
- Авиационные электродвигатели постоянного тока
- Авиационные электродвигатели переменного тока
- Электромеханизмы постоянного и переменного токов
- Двухфазные асинхронные двигатели.
- Элементы авиационных электромеханизмов
- Преобразователи движений.
- Управление электроприводами
- Применение электропривода на самолетах
- Электрические системы управления самолетом, шасси и гидросистемой Система управления самолетом
- К системам управления относятся:
- Управление рулями
- Управление электромеханизмами полетных загружателей
- Триммирование полетных пружинных загружателей
- Система перемещения закрылков
- Автоматический режим управления
- Режим автоматической синхронизации
- Ручной режим управления
- Управление предкрылками
- Работа в совмещенном (автоматическом) режиме
- Перемещение предкрылков в совмещенном режиме
- Ручное управление предкрылками:
- Управление стабилизатором
- Ручное управление стабилизатором
- Совмещенное управление закрылками, предкрылками и стабилизатором
- Управление интерцепторами
- Управление средними интерцепторами
- Управление средними интерцепторами на ту-154 м
- Управление внутренними интерцепторами
- Управление шасси
- Основное управление
- Аварийный выпуск
- Дублирующий аварийный выпуск шасси
- Сигнализация положения ног шасси
- Система охлаждения тормозов (ту-154 м).
- Расположение и назначение кв ам - 800к
- Назначение, состав системы управления поворотом колес передней опоры самолета
- Режим руления
- Взлетно – посадочный режим
- Режим свободного ориентирования
- Сигнальное табло “к взлету не готов“.
- Центробежные, пневмоэлектрические и гидроэлектрические выключатели, применяемые для отключения стартеров.
- Электрическое зажигание в авиационных двигателях
- Программа запуска
- Бортовые электрические устройства запуска авиационных двигателей
- Электрические системы управления входными устройствами силовых установок
- Электрические системы управления режимами работы авиационных двигателей
- Системы запуска газотурбинных двигателей
- Основные способы запуска гтд
- Система запуска гтд со стартер-генераторами гср-ст
- Система запуска гтд с турбостартером
- Система управления режимами ад в функции частоты вращения и положения руд.
- Система запуска турбореактивного двигателя
- Подготовка к запуску
- Запуск всу
- Автоматический останов всу
- Останов двигателя вручную
- Подготовка к запуску двигателей нк-8-2у.
- Запуск на земле
- Холодная прокрутка
- Ложный запуск
- Запуск двигателя в воздухе
- Прекращение запуска
- Запуск двигателя д-30ку-154
- Работа схемы запуска
- Холодная прокрутка двигателя
- Электрооборудование топливных систем Топливная система
- Порционер
- Принцип работы топливомера
- Автомат выравнивания.
- Автомат расхода топлива
- Система заправки
- Подача топлива к двигателям.
- Система подачи топлива в всу
- Система слива топлива
- Дополнительная система перекачки
- Электрические осветительные и светосигнальные устройства
- Внешнее осветительное оборудование
- Внутреннее осветительное оборудование
- Внешнее светосигнальное оборудование
- Внутреннее светосигнальное оборудование
- Световое и нагревательное электрооборудование Лампы и светильники
- Освещение пассажирских салонов
- Освещение кабин экипажа
- Внутренняя световая сигнализация
- Наружное освещение
- Наружная световая сигнализация
- Внутреннее осветительное оборудование
- Внешнее светосигнальное оборудование
- Электрический обогрев и кондиционирование воздуха Обогревательные устройства
- Электрические устройства систем кондиционирования воздуха кабин
- Противообледенительное оборудование самолетов
- Тепловые противообледенительные системы.
- Сигнализатор обледенения планера со-121 вм (ту-154 м)
- Электросхема противообледенительной системы крыла и стабилизатора
- Обогрев всу.
- Обогрев замков служебных дверей
- Электрические противообледенители.
- 2. Обогрев стекол.
- Стеклоочистители (к обогреву не относится)
- Комплексная система кондиционирования воздуха кскв
- Система отбора воздуха от двигателей.
- Система плавного наддува кабины.
- Обратные фиксированные клапаны
- Краны наддува.
- Ускоренный обогрев гермокабины.
- Ускоренное охлаждение гермокабины.
- Обогрев дверей.
- Обогрев штуцеров сард в нише передней опоры шасси
- Вытяжные устройства центрального буфета – кухни.
- Вентиляция туалетов (переднего и заднего - 2 к - та)
- Сигнализация о повышении температуры в 5 техотсеке
- Влияние воздушной среды на организм человека
- Краткие сведения о физиологии дыхания человека
- Явление кислородного голодания
- Боли, возникающие в организме человека при изменении давления воздуха, и взрывная декомпрессия
- Боли, возникающие в закрытых и полузакрытых полостях организма.
- Боли в суставах и тканях организма.
- Взрывная декомпрессия.
- Влияние на организм человека температуры и влажности воздуха.
- Влияние пониженного содержания кислорода на состояние человека.
- Обеспечение заданных физиологических условий в кабинах самолетов
- 1. Основные физиолого-гигиенические требования, предъявляемые к условиям в кабинах пассажирских самолетов
- 2. Способы технического обеспечения высотных полетов пассажирских самолетов
- Требования, предъявляемые к высотному оборудованию
- Системы пожаротушения
- Система сигнализации пожара ссп-2а в мотогондолах и отсеке всу.
- Система нейтрального газа (н.Г.)
- Работа системы
- Классификация систем пожарной сигнализации
- Электрооборудование кухни.
- Электродуховые шкафы шэд-200/115 (шэд-200м на ту-154м)
- Электроплита пэс- 200/115
- Электрокружка ппд-200/115
- Электрооборудование санузлов.
- Электроподогрев воды в туалетах.
- Промывка унитаза.
- Сигнализация превышения допустимого уровня жидкости в сливном баке переднего санузла.
- Электропитание электробритв
- Электропитание переносного пылесоса.