Освещение кабин экипажа
Для общего освещения кабин экипажа применяются плафоны, боковые и настольные светильники заливающего света. Местное освещение выполняется в виде дополнительных ламп индивидуального или группового освещения рабочих мест, шкал приборов, органов управления.
По особенностям освещения из числа кабин экипажа целесообразно выделить кабину летчиков. Ею будем называть ту кабину, в которой все или часть членов экипажа ведут наблюдение как за приборами, так и за объектами вне самолета. В таких кабинах общее освещение должно охватывать внутренние объекты наблюдения, расположенные по отношению к летчику с трех сторон и сверху. К ним относятся приборные доски, левый и правый пульты, боковые и верхние щитки. Это, а также малая высота помещения, его насыщенность аппаратурой затрудняют размещение светильников общего освещения, что приводит к образованию затененных мест. Поэтому в кабинах летчиков предусматривается несколько местных светильников, в частности для освещения шкал приборов.
К освещению кабин летчиков предъявляются следующие дополнительные требования:
освещение не должно слепить летчика или создавать бликов и отражений от стекол приборов и фонаря; не должны слепить летчиков и сигнальные лампы;
во время полета освещение должно быть таким, чтобы ночью можно было легко наблюдать за сигнальными огнями других самолетов, наземными ориентирами, посадочной полосой. При этом перевод зрения от приборной доски на указанные объекты должен происходить с минимальным временем приспособления (адаптации) зрения.
Первое требование выполняется следующим образом. Яркость ламп сигнализации и местного освещения регулируется так, чтобы днем она была полной, а ночью сниженной. Для регулировки используются реостаты и автотрансформаторы. Последние более экономичны, так как позволяют уменьшить потери энергии при регулировании. Регулирование предусматривается общее для всех или группы ламп. Оно может быть автоматизировано с использованием фотоэлементов, позволяющих внести требуемую пропорциональность в яркости внутреннего и внешнего для кабины освещения.
Выполнение второго требования более сложно, так как условия хорошей адаптации зрения и наблюдения за внешними объектами зависят не только от яркости, но и от цвета освещения кабины.
Поиски оптимального цвета освещения кабины ведутся давно. С начала шестидесятых годов в кабинах летчиков стали применять расный свет. Он позволил получить хорошие результаты. Но при аком свете искажаются кодовые цвета сигнальных ламп и органов правления, затрудняется использование полетных карт, имеющих цетные линии. Попытки заменить красный свет оранжевым или зеленым (в том числе и люминесцентным) положительных результатов не дали. Поэтому на новых гражданских самолетах в кабинах летчиков стали применять белый свет. При этом требуемые условия освещения обеспечиваются конструкторскими мерами:
уменьшением яркости ламп, применением для них матовых колб, утопленным расположением ламп (например, в специальных гнездах козырьков, располагаемых над приборной доской), ограничением угла излучения света.
Существующие светильники общего и местного освещения кабины позволяют излучать как красный, так и белый свет, поскольку лампы применяются белого света, а красный получается при помощи дополнительных светофильтров, которые могут быть убраны.
Для индивидуального освещения приборов применяются светильники, встроенные в прибор, и накладные. Последние относятся к щелевому типу.
Светящиеся надписи и знаки для щитков и пультов делают при помощи светопровода. Им является пластина из тонкого органического стекла, наружная поверхность которого покрыта непрозрачной краской. Поле изображения не окрашено и на нем выгравирован текст или знак, окрашиваемый в белый цвет.
Общее освещение всех кабин экипажа производится светильниками белого света, а кабин летчиков также и светильниками красного света. Белое освещение осуществляется потолочными плафонами. Кроме того, применяются светильники заливающего света; малые типа СМ и большие типа СБК.
Светильник СМ может иметь красный или белый светофильтр. С красным светофильтром прибор используется для освещения бортовых щитков и пультов; с белым — для освещения стола штурмана и отсеков. Патрон светильника крепится к корпусу при помощи скобы. Питание к лампе подается по проводам через пружинное контактное устройство. Кронштейн позволяет укрепить аппарат и поворачивать его.
Светильник большой кабинный СБК имеет корпус с оправой, в которую вставлено прозрачное стекло. В таком виде лампа, находящаяся внутри корпуса, излучает белый свет. При вращении оправы вытягивается цилиндрический красный светофильтр, охватывающий лампу по оси ее упора. После этого светильник начинает излучать красный свет. Светильник устанавливается на борту с помощью шарнирной опоры, которая позволяет поворот аппарата в двух плоскостях; в третьей плоскости корпус поворачивается на своем: креплении. Светильник может быть вынут из опоры и использован в качестве выносного в радиусе 1700 мм. Сделать это позволяет спиральный кабель. Для регулирования силы света служит реостат.
- Электрооборудование Общие сведения об электрооборудовании самолетов Назначение, история и классификация электрооборудования
- 1.1.Назначение и объем электрооборудования самолетов
- Воздушный кодекс российской федерации
- Виды авиации
- 1.2.История самолетного электрооборудования
- 1.3.Классификация электрооборудования
- 1.4.Показатели электросети
- 1.5.Типы систем электроснабжения
- 2.1.Климатические требования
- 2.2.Температурные влияния
- 2.3.Динамические воздействия
- 2.4.Дополнительные требования
- 2.5.Требования минимальной массы
- 2.6.Срок службы
- 2.7.Специальные требования к системам электроснабжения
- Источники электрической энергии
- Авиационные генераторы постоянного тока
- Регулирование напряжения самолетных генераторов постоянного тока
- Устройство и эксплуатационные характеристики генераторов постоянного тока
- Авиационные генераторы переменного тока
- Аппаратура, работающая в комплекте с генераторами переменного тока
- Авиационные аккумуляторные батареи
- Авиационные кислотные аккумуляторы.
- Авиационные серебряно-цинковые аккумуляторы
- Авиационные никель-кадмиевые аккумуляторы
- Авиационные преобразователи электроэнергии
- Авиационные преобразователи электрической энергии
- Основная (первичная) система электроснабжения
- Коробка отсечки частоты коч-62б 2-й серии.
- Вторичные системы электроснабжения
- Назначение, состав и основные технические данные вторичной системы электроснабжения постоянного тока напряжением 27в
- Самолетная электрическая сеть. Элементы электрических сетей. Особенности электрических сетей.
- Системы генерирования
- Системы распределения
- Аппаратура защиты.
- Коммутационная аппаратура
- Выключатели и переключатели
- Контакторы
- Аппаратура управления.
- Монтажно-установочная аппаратура.
- Аппаратура защиты от помех.
- Потребители электрической энергии Авиационный электропривод
- Авиационные электродвигатели постоянного тока
- Авиационные электродвигатели переменного тока
- Электромеханизмы постоянного и переменного токов
- Двухфазные асинхронные двигатели.
- Элементы авиационных электромеханизмов
- Преобразователи движений.
- Управление электроприводами
- Применение электропривода на самолетах
- Электрические системы управления самолетом, шасси и гидросистемой Система управления самолетом
- К системам управления относятся:
- Управление рулями
- Управление электромеханизмами полетных загружателей
- Триммирование полетных пружинных загружателей
- Система перемещения закрылков
- Автоматический режим управления
- Режим автоматической синхронизации
- Ручной режим управления
- Управление предкрылками
- Работа в совмещенном (автоматическом) режиме
- Перемещение предкрылков в совмещенном режиме
- Ручное управление предкрылками:
- Управление стабилизатором
- Ручное управление стабилизатором
- Совмещенное управление закрылками, предкрылками и стабилизатором
- Управление интерцепторами
- Управление средними интерцепторами
- Управление средними интерцепторами на ту-154 м
- Управление внутренними интерцепторами
- Управление шасси
- Основное управление
- Аварийный выпуск
- Дублирующий аварийный выпуск шасси
- Сигнализация положения ног шасси
- Система охлаждения тормозов (ту-154 м).
- Расположение и назначение кв ам - 800к
- Назначение, состав системы управления поворотом колес передней опоры самолета
- Режим руления
- Взлетно – посадочный режим
- Режим свободного ориентирования
- Сигнальное табло “к взлету не готов“.
- Центробежные, пневмоэлектрические и гидроэлектрические выключатели, применяемые для отключения стартеров.
- Электрическое зажигание в авиационных двигателях
- Программа запуска
- Бортовые электрические устройства запуска авиационных двигателей
- Электрические системы управления входными устройствами силовых установок
- Электрические системы управления режимами работы авиационных двигателей
- Системы запуска газотурбинных двигателей
- Основные способы запуска гтд
- Система запуска гтд со стартер-генераторами гср-ст
- Система запуска гтд с турбостартером
- Система управления режимами ад в функции частоты вращения и положения руд.
- Система запуска турбореактивного двигателя
- Подготовка к запуску
- Запуск всу
- Автоматический останов всу
- Останов двигателя вручную
- Подготовка к запуску двигателей нк-8-2у.
- Запуск на земле
- Холодная прокрутка
- Ложный запуск
- Запуск двигателя в воздухе
- Прекращение запуска
- Запуск двигателя д-30ку-154
- Работа схемы запуска
- Холодная прокрутка двигателя
- Электрооборудование топливных систем Топливная система
- Порционер
- Принцип работы топливомера
- Автомат выравнивания.
- Автомат расхода топлива
- Система заправки
- Подача топлива к двигателям.
- Система подачи топлива в всу
- Система слива топлива
- Дополнительная система перекачки
- Электрические осветительные и светосигнальные устройства
- Внешнее осветительное оборудование
- Внутреннее осветительное оборудование
- Внешнее светосигнальное оборудование
- Внутреннее светосигнальное оборудование
- Световое и нагревательное электрооборудование Лампы и светильники
- Освещение пассажирских салонов
- Освещение кабин экипажа
- Внутренняя световая сигнализация
- Наружное освещение
- Наружная световая сигнализация
- Внутреннее осветительное оборудование
- Внешнее светосигнальное оборудование
- Электрический обогрев и кондиционирование воздуха Обогревательные устройства
- Электрические устройства систем кондиционирования воздуха кабин
- Противообледенительное оборудование самолетов
- Тепловые противообледенительные системы.
- Сигнализатор обледенения планера со-121 вм (ту-154 м)
- Электросхема противообледенительной системы крыла и стабилизатора
- Обогрев всу.
- Обогрев замков служебных дверей
- Электрические противообледенители.
- 2. Обогрев стекол.
- Стеклоочистители (к обогреву не относится)
- Комплексная система кондиционирования воздуха кскв
- Система отбора воздуха от двигателей.
- Система плавного наддува кабины.
- Обратные фиксированные клапаны
- Краны наддува.
- Ускоренный обогрев гермокабины.
- Ускоренное охлаждение гермокабины.
- Обогрев дверей.
- Обогрев штуцеров сард в нише передней опоры шасси
- Вытяжные устройства центрального буфета – кухни.
- Вентиляция туалетов (переднего и заднего - 2 к - та)
- Сигнализация о повышении температуры в 5 техотсеке
- Влияние воздушной среды на организм человека
- Краткие сведения о физиологии дыхания человека
- Явление кислородного голодания
- Боли, возникающие в организме человека при изменении давления воздуха, и взрывная декомпрессия
- Боли, возникающие в закрытых и полузакрытых полостях организма.
- Боли в суставах и тканях организма.
- Взрывная декомпрессия.
- Влияние на организм человека температуры и влажности воздуха.
- Влияние пониженного содержания кислорода на состояние человека.
- Обеспечение заданных физиологических условий в кабинах самолетов
- 1. Основные физиолого-гигиенические требования, предъявляемые к условиям в кабинах пассажирских самолетов
- 2. Способы технического обеспечения высотных полетов пассажирских самолетов
- Требования, предъявляемые к высотному оборудованию
- Системы пожаротушения
- Система сигнализации пожара ссп-2а в мотогондолах и отсеке всу.
- Система нейтрального газа (н.Г.)
- Работа системы
- Классификация систем пожарной сигнализации
- Электрооборудование кухни.
- Электродуховые шкафы шэд-200/115 (шэд-200м на ту-154м)
- Электроплита пэс- 200/115
- Электрокружка ппд-200/115
- Электрооборудование санузлов.
- Электроподогрев воды в туалетах.
- Промывка унитаза.
- Сигнализация превышения допустимого уровня жидкости в сливном баке переднего санузла.
- Электропитание электробритв
- Электропитание переносного пылесоса.