Краткие сведения о физиологии дыхания человека
Для поддержания жизни человека необходим кислород, который содержится в окружающем воздухе.
Кислород поступает по дыхательным путям в легкие человека и далее разносится кровью по всему телу. В результате обмена веществ, сопровождающегося окислительными процессами, в клетках организма и в крови происходит постоянное образование углекислоты и расходование кислорода.
Легкие, вместе с сердечно-сосудистой системой, обеспечивают своевременную доставку в организм кислорода и удаление из него углекислоты.
Воздух, вдыхаемый человеком, первоначально поступает к легочным пузырькам (альвеолам). Тонкие стенки альвеол, толщиной 3—-4 мкм, обвиты густой сетью капиллярных кровеносных сосудов. Через эти стенки по законам диффузии происходит газообмен между легкими и кровью: из легких в кровь переходит кислород, а из крови в легкие — углекислота.
В обычных условиях взрослый человек делает 15—18 вдохов в минуту, вбирая в себя при каждом нормальном вдохе около 0,5—0,6 л воздуха. Из всего количества кислорода, попадающего в легкие, организмом усваивается около 20%, остальной кислород удаляется обратно в атмосферу с выдыхаемым воздухом.
Обмен газами между кровью и альвеолами подчиняется законам диффузии.
Процесс диффузии будет происходить лишь тогда, когда парциальное давление кислорода в альвеолах будет больше парциального давления кислорода в крови. Для удаления из организма углекислого газа необходимо, чтобы соотношение его парциальных давлений в альвеолах и крови было обратным.
Насыщение крови кислородом зависит от парциального давления кислорода в альвеолярном воздухе.
Парциальное давление кислорода определяется давлением входящего в газовую смесь кислорода, которое он имел бы, если бы один занимал весь объем этой смеси при неизменной начальной температуре. Поскольку альвеолярный воздух всегда насыщен водяными парами, имеющими при нормальной температуре тела человека давление 6,3 кПа (47 мм рт. ст.), парциальное давление кислорода определяется из выражения:
Pо2 =
Где: Ко2, — процентное содержание кислорода во вдыхаемом воздухе; Рн —давление окружающей среды, кПа.
Рис. График изменения парциального давления кислорода в альвеолах легких по высотам
При дыхании
кислородом
Нетрудно заметить, что увеличение парциального давления достигается повышением его процентного содержания во вдыхаемой воздушной среде или увеличением давления окружающей среды, а также одновременным обогащением смеси кислородом и повышением давления этой среды.
На рисунке представлена зависимость изменения давления кислорода в альвеолах от высоты полета при дыхании атмосферным воздухом и чистым кислородом без избыточного давления.
Физиологическими исследованиями установлено, что удовлетворительная работоспособность человека обеспечивается лишь в том случае, если насыщение артериальной крови кислородом составляет не менее 80% и парциальное давление кислорода в альвеолах легких не ниже 6,7 кПа (50 мм рт. ст.).
Этим значениям давлений соответствует высота около 4500 м при дыхании атмосферным воздухом и высота 13000 - 13500 м — при дыхании чистым кислородом без избыточного давления. При уменьшении парциального давления кислорода ниже указанного значения происходит нарушение физиологических процессов, снижение работоспособности и общее ухудшение самочувствия человека - возникает так называемая высотная болезнь.
Причиной этих расстройств является кислородное голодание организма.
Анализ приведенных графиков позволяет сделать вывод о возможности разделения высот на три зоны в зависимости от способа защиты человека от кислородного голодания при полетах в пределах каждой из них.
Первая зона включает высоты от поверхности Земли до 4500 м. В этой зоне полет человека теоретически возможен в открытой кабине без использования кислородного оборудования. Однако уже на высоте более 2000 м вследствие кислородного голодания возникает ряд расстройств центральной нервной системы. В первую очередь нарушается работа зрительного центра головного мозга. Это проявляется в искажении восприятия цвета и ослаблении ночного и глубинного зрения, т. е. способности воспринимать пространственную форму объектов. При длительных полета; на высоте более 3500 - 4000 м кислородное голодание вызывает ряд психофизиологических расстройств. Их причиной является на рушение баланса между реакциями возбуждения и торможения в нейтральной нервной системе. В связи с этим международные нормы требуют обязательного использования кислородной системы.
Этими международными нормами установлено, что при выполнении дневных полетов пассажирских самолетов на высотах более 4000 м один из пилотов должен быть в кислородной маске. При длительных ночных полетах следует пользоваться кислородными приборами с высот порядка 1500 - 2000 м. Требуется выбирать оптимальные траектории снижения, которые обеспечивают нормальное состояние пассажиров.
Вторая зона включает диапазон высот от 4500 до 13500 м. Полет человека в этой зоне принципиально возможен в открытой кабине, но с обязательным применением кислородных приборов. При полетах до высоты порядка 8000 ... 9000 м для дыхания можно использовать смесь кислорода с воздухом, а на больших высотах необходимо использовать чистый, кислород. В этом случае предельной высотой полета является высота 13000 - 13500 м.
При полетах в третьей зоне, т. е. в диапазоне высот более 13000 - 13500 м, экипаж необходимо размещать в герметической кабине. В ней должно быть создано такое давление среды, при котором парциальное давление кислорода в альвеолах легких было бы не меньше 6,3 кПа (47 мм рт. ст.). На высоте порядка 19000 - 19500 м, где атмосферное давление становится близким 6,3 кПа, человек погибает даже в среде чистого кислорода. Дальнейшее увеличение высоты полета возможно при создании в легких человека избыточного давления по отношению к давлению окружающей среды. Однако с точки зрения безопасности для организма человека создание избыточного давления в легких допустимо только при условии применения компенсирующих устройств, оказывающих на тело человека избыточное давление, равное избыточному давлению кислорода в легких.
При уменьшении давления воздушной среды, помимо кислородного голодания, возникает ряд расстройств в организме человека, называемых декомпрессионными заболеваниями. В открытой кабине на высотах более 8000 м или в герметической кабине, в которой режим давления среды соответствует этим высотам возникают боли в суставах и окружающих их тканях. В авиационной медицине это явление носит название аэроэмболизма.
Причиной этого заболевания является переход растворенного в тканях азота в газообразное состояние. Количество азота, находящегося в тканях и крови человека, зависит от его парциального давления в легких. При давлении, соответствующем давлению на уровне моря, ткани и кровь оказываются полностью насыщенными атмосферным азотом. С уменьшением атмосферного давления парциальное давление азота в тканях становится выше, чем в легких, и ткани оказываются перенасыщенными растворенным азотом. Если скороподъемность самолета невелика, избыток азота может выделиться из организма через легкие, и расстройств в нем не возникает. При быстром же подъеме растворенный азот переходит в газообразный, и образующиеся газовые пузырьки оказывают механическое воздействие на нервные окончания и вызывают закупорку мелких кровеносных сосудов. Появляются боли в суставах и мышцах.
Низкая температура и повышенная нервная и физическая нагрузки способствуют обострению болевых ощущений. При снижении до высоты порядка 6000 м мышечно-суставные боли исчезают. Однако нередко остается ощущение усталости в течение нескольких часов. Для профилактики аэроэмболизма экипажу рекомендуется перед выполнением высотного полета в течение получаса дышать воздухом с повышенным содержанием кислорода. Это способствует процессу освобождения организма человека от азота.
Наряду с аэроэмболизмом при разгерметизации кабины и скафандра на высотах 19000 - 20000 м может возникнуть явление аэроэмфиземы - вздутия подкожных тканей. Его причиной является образование газовых пузырей между мышцами и кожным покровом.
Известно, что жидкость закипает в тот момент, когда упругость ее пара превысит давление внешней среды. Поскольку температура плазмы крови и жидкостей в тканях и полостях организма близка к температуре +37°С, на высотах, превышающих 19000 м, в организме человека возникает процесс интенсивного испарения находящихся в нем жидкостей. Поры кожного покрова не в состоянии пропустить всю массу образовавшихся паров, и они, скопившись под кожей, оттягивают ее. Это вызывает расслаивание подкожной клетчатки и появление болевых ощущений. При снижении пары конденсируются и вновь поглощаются клетками ткани и кровью, а болевые ощущения исчезают. Последствия аэроэмфиземы могут вызвать необратимые последствия структуры желудка, плевры, кровеносных сосудов и сердца.
При внезапной разгерметизации кабины или скафандра, помимо опасности кислородного голодания, возникают болевые ощущения в замкнутых и полузамкнутых полостях организма, таких как кишечник, среднее ухо, лобные пазухи, легкие. Это явление получило наименование высотного метеоризма. Причиной его возникновения является резкий перепад между давлениями в этих органах и во внешней среде.
Для защиты экипажа и пассажиров от вредного воздействия атмосферы больших высот служебные и пассажирские кабины современных самолетов герметизируются, а в них поддерживаются необходимые для жизнеобеспечения параметры воздушной среды. На высотных самолетах эта проблема реализуется снаряжением экипажей скафандрами, высотными компенсирующими костюмами и системой кислородного бортового оборудования.
Повышенная и пониженная температура окружающей среды приводит к снижению работоспособности и нарушению комфорта и стойким нарушениям нормальной жизнедеятельности человеческого организма.
Понижение относительной влажности среды (менее 40%) вызывает появление сухости в носоглотке и слизистой оболочке глаз, а при ее повышении организм становится неспособным поддерживать нормальную температуру тела в условиях окружающей среды.
Для защиты людей от вредного воздействия атмосферы больших высот кабины экипажей и салоны высотных самолетов герметизируются. Необходимое избыточное давление и температура создаются с помощью системы наддува и кондиционирования воздушной среды.
Кроме того, в целях повышения безопасности выполняемых полетов и создания необходимого комфорта в кабинах всех самолетов, а также в пассажирских салонах некоторых самолетов гражданской авиации устанавливается необходимое кислородное оборудование с приборами коллективного пользования.
Защита экипажа скороподъемного самолета от кислородного голодания и болевых ощущений в случае разгерметизации кабины и при аварийном ее покидании обеспечивается применением индивидуального высотного снаряжения, в состав которого, помимо кислородного оборудования, входят высотные компенсирующие костюмы или скафандры.
- Электрооборудование Общие сведения об электрооборудовании самолетов Назначение, история и классификация электрооборудования
- 1.1.Назначение и объем электрооборудования самолетов
- Воздушный кодекс российской федерации
- Виды авиации
- 1.2.История самолетного электрооборудования
- 1.3.Классификация электрооборудования
- 1.4.Показатели электросети
- 1.5.Типы систем электроснабжения
- 2.1.Климатические требования
- 2.2.Температурные влияния
- 2.3.Динамические воздействия
- 2.4.Дополнительные требования
- 2.5.Требования минимальной массы
- 2.6.Срок службы
- 2.7.Специальные требования к системам электроснабжения
- Источники электрической энергии
- Авиационные генераторы постоянного тока
- Регулирование напряжения самолетных генераторов постоянного тока
- Устройство и эксплуатационные характеристики генераторов постоянного тока
- Авиационные генераторы переменного тока
- Аппаратура, работающая в комплекте с генераторами переменного тока
- Авиационные аккумуляторные батареи
- Авиационные кислотные аккумуляторы.
- Авиационные серебряно-цинковые аккумуляторы
- Авиационные никель-кадмиевые аккумуляторы
- Авиационные преобразователи электроэнергии
- Авиационные преобразователи электрической энергии
- Основная (первичная) система электроснабжения
- Коробка отсечки частоты коч-62б 2-й серии.
- Вторичные системы электроснабжения
- Назначение, состав и основные технические данные вторичной системы электроснабжения постоянного тока напряжением 27в
- Самолетная электрическая сеть. Элементы электрических сетей. Особенности электрических сетей.
- Системы генерирования
- Системы распределения
- Аппаратура защиты.
- Коммутационная аппаратура
- Выключатели и переключатели
- Контакторы
- Аппаратура управления.
- Монтажно-установочная аппаратура.
- Аппаратура защиты от помех.
- Потребители электрической энергии Авиационный электропривод
- Авиационные электродвигатели постоянного тока
- Авиационные электродвигатели переменного тока
- Электромеханизмы постоянного и переменного токов
- Двухфазные асинхронные двигатели.
- Элементы авиационных электромеханизмов
- Преобразователи движений.
- Управление электроприводами
- Применение электропривода на самолетах
- Электрические системы управления самолетом, шасси и гидросистемой Система управления самолетом
- К системам управления относятся:
- Управление рулями
- Управление электромеханизмами полетных загружателей
- Триммирование полетных пружинных загружателей
- Система перемещения закрылков
- Автоматический режим управления
- Режим автоматической синхронизации
- Ручной режим управления
- Управление предкрылками
- Работа в совмещенном (автоматическом) режиме
- Перемещение предкрылков в совмещенном режиме
- Ручное управление предкрылками:
- Управление стабилизатором
- Ручное управление стабилизатором
- Совмещенное управление закрылками, предкрылками и стабилизатором
- Управление интерцепторами
- Управление средними интерцепторами
- Управление средними интерцепторами на ту-154 м
- Управление внутренними интерцепторами
- Управление шасси
- Основное управление
- Аварийный выпуск
- Дублирующий аварийный выпуск шасси
- Сигнализация положения ног шасси
- Система охлаждения тормозов (ту-154 м).
- Расположение и назначение кв ам - 800к
- Назначение, состав системы управления поворотом колес передней опоры самолета
- Режим руления
- Взлетно – посадочный режим
- Режим свободного ориентирования
- Сигнальное табло “к взлету не готов“.
- Центробежные, пневмоэлектрические и гидроэлектрические выключатели, применяемые для отключения стартеров.
- Электрическое зажигание в авиационных двигателях
- Программа запуска
- Бортовые электрические устройства запуска авиационных двигателей
- Электрические системы управления входными устройствами силовых установок
- Электрические системы управления режимами работы авиационных двигателей
- Системы запуска газотурбинных двигателей
- Основные способы запуска гтд
- Система запуска гтд со стартер-генераторами гср-ст
- Система запуска гтд с турбостартером
- Система управления режимами ад в функции частоты вращения и положения руд.
- Система запуска турбореактивного двигателя
- Подготовка к запуску
- Запуск всу
- Автоматический останов всу
- Останов двигателя вручную
- Подготовка к запуску двигателей нк-8-2у.
- Запуск на земле
- Холодная прокрутка
- Ложный запуск
- Запуск двигателя в воздухе
- Прекращение запуска
- Запуск двигателя д-30ку-154
- Работа схемы запуска
- Холодная прокрутка двигателя
- Электрооборудование топливных систем Топливная система
- Порционер
- Принцип работы топливомера
- Автомат выравнивания.
- Автомат расхода топлива
- Система заправки
- Подача топлива к двигателям.
- Система подачи топлива в всу
- Система слива топлива
- Дополнительная система перекачки
- Электрические осветительные и светосигнальные устройства
- Внешнее осветительное оборудование
- Внутреннее осветительное оборудование
- Внешнее светосигнальное оборудование
- Внутреннее светосигнальное оборудование
- Световое и нагревательное электрооборудование Лампы и светильники
- Освещение пассажирских салонов
- Освещение кабин экипажа
- Внутренняя световая сигнализация
- Наружное освещение
- Наружная световая сигнализация
- Внутреннее осветительное оборудование
- Внешнее светосигнальное оборудование
- Электрический обогрев и кондиционирование воздуха Обогревательные устройства
- Электрические устройства систем кондиционирования воздуха кабин
- Противообледенительное оборудование самолетов
- Тепловые противообледенительные системы.
- Сигнализатор обледенения планера со-121 вм (ту-154 м)
- Электросхема противообледенительной системы крыла и стабилизатора
- Обогрев всу.
- Обогрев замков служебных дверей
- Электрические противообледенители.
- 2. Обогрев стекол.
- Стеклоочистители (к обогреву не относится)
- Комплексная система кондиционирования воздуха кскв
- Система отбора воздуха от двигателей.
- Система плавного наддува кабины.
- Обратные фиксированные клапаны
- Краны наддува.
- Ускоренный обогрев гермокабины.
- Ускоренное охлаждение гермокабины.
- Обогрев дверей.
- Обогрев штуцеров сард в нише передней опоры шасси
- Вытяжные устройства центрального буфета – кухни.
- Вентиляция туалетов (переднего и заднего - 2 к - та)
- Сигнализация о повышении температуры в 5 техотсеке
- Влияние воздушной среды на организм человека
- Краткие сведения о физиологии дыхания человека
- Явление кислородного голодания
- Боли, возникающие в организме человека при изменении давления воздуха, и взрывная декомпрессия
- Боли, возникающие в закрытых и полузакрытых полостях организма.
- Боли в суставах и тканях организма.
- Взрывная декомпрессия.
- Влияние на организм человека температуры и влажности воздуха.
- Влияние пониженного содержания кислорода на состояние человека.
- Обеспечение заданных физиологических условий в кабинах самолетов
- 1. Основные физиолого-гигиенические требования, предъявляемые к условиям в кабинах пассажирских самолетов
- 2. Способы технического обеспечения высотных полетов пассажирских самолетов
- Требования, предъявляемые к высотному оборудованию
- Системы пожаротушения
- Система сигнализации пожара ссп-2а в мотогондолах и отсеке всу.
- Система нейтрального газа (н.Г.)
- Работа системы
- Классификация систем пожарной сигнализации
- Электрооборудование кухни.
- Электродуховые шкафы шэд-200/115 (шэд-200м на ту-154м)
- Электроплита пэс- 200/115
- Электрокружка ппд-200/115
- Электрооборудование санузлов.
- Электроподогрев воды в туалетах.
- Промывка унитаза.
- Сигнализация превышения допустимого уровня жидкости в сливном баке переднего санузла.
- Электропитание электробритв
- Электропитание переносного пылесоса.