logo
Электрооборудование / АиРЭО / ЭЛЕКТР НГТУ

Наружное освещение

Оно используется ночью для освещения окружающего самолет пространства. Для этого применяются светильники заливающего света, которые по назначению делятся на две группы: фары и про­жекторы.

Посадочные фары служат для освещения посадочной полосы с воздуха; рулежные - для освещения поверхности земли при дви­жении по ней самолета. Обычно посадочная и рулежная фары объединяются в одном светильнике, называемом посадочно-рулежной фарой.

Рис. Расположение наружных выдвижных световых

средств:

1-прожектор освещения заправочной штанги; 2, 3-посадочные фары; 4-аэронавигационные огни; 5, 6-маяки; 7-строевые огни.

В ней имеются две нити накаливания, одна из которых включается при посадке, другая — при движении по земле.

Мощность ламп (или нитей) посадочного освещения обычно 600-1000 Вт; работают они с перекалом и рассчитаны на кратковремен­ное включение (до 5 мин); мощность ламп (или нитей) рулежного освещения составляет порядка 450 Вт; они рассчитаны на длительную работу

Посадочные фары не должны слепить экипаж отражением от земли или винтов, не должны создавать лобового сопротивления в полете. Поэтому фары ставятся в определенных местах самолета и под определенным углом к нему и делаются стационарными или выдвижными.

Стационарные фары размещаются в передней кромке крыла и защищаются специальным прозрачным обтекателем. На вертоле­тах и самолетах с неубирающимися шасси они крепятся к стойке шасси.

Выдвижные фары устанавливаются под плоскостями крыла, в боковых стенках мотогондолы или обтекателей шасси, или в ниж­ней части фюзеляжа под кабиной летчиков. В полете такие фары убираются, для чего служит специальный электродви­гательный механизм. На самолете Ту-144 фары жестко закреплены на передней ноге шасси и выпускаются вместе с нею.

На легких самолетах с одним летчиком устанавливается одна фара, на средних — две, на тяжелых — две или четыре.

Прожекторы применяются для освещения окружающего прост­ранства, например, мест погрузки и разгрузки, и для освещения агрегатов самолета, например, штанги при заправке топливом в воздухе; эмблемы авиакомпании; руля поворота для наблюдения за появлением на нем льда. В качестве прожекторов_используются фары: выдвижные, включаемые в полете, и рулежные, включаемые на земле.

Выдвижные фары и прожекторы состоят из светиль­ника (лампы-фары), реверсивного электродвигательного меха­низма и кинематической передачи между ними. На выходном уст­ройстве электромеханизма насажен поводок с рычагом, кото­рый поворачивает лампу фару вокруг оси. В конечном положе­нии срабатывает концевой выключатель и тормозная муфта элект­ромеханизма фиксирует положение лампы.

Лампа-фара по сравнению со вставляемой лампой имеет высо­кую точность расположения нити накала в оптических элементах светораспределения, а отражающее покрытие защищено от внеш­них воздействий.