Электрические системы управления режимами работы авиационных двигателей
Под режимами работы авиадвигателя подразумевают определённую совокупность параметров процесса, протекающего в авиадвигателе.
Управление режимом осуществляется с помощью управляющих воздействий путём изменения подачи топлива в основную и форсажные камеры сгорания, критического сечения выходного сопла, геометрий проточной части входного устройства и компрессора. Программы управления учитывают особенности конкретного авиадвигателя.
Основными регулируемыми параметрами являются: угловая скорость ротора (частота вращения ротора); параметры автоматических ограничителей; температура газов перед турбиной Т*Г и за турбиной Т*4; степень повышения давления воздуха в компрессоре к, давление воздуха p*к на выходе из компрессора.
Электрические устройства ограничения температуры газов за турбиной. Система регулирования реализует программу, определяемую положением рычага управления двигателем (РУД) РУД и статическим давлением окружающей среды. Ограничение температуры ТГ осуществляется изменением расхода топлива пи перемещении перепускной иглы автомата дозирования топлива (АДТ). Регулятор перестраивается с задержками по времени для исключения перерегулирований в системе, возможных в следствие большой постоянной времени датчика температуры. Система имеет высотную коррекцию - сигналом от датчика давления измеряется настройка регулятора температуры.
Рис.1 Схема регулятора температуры (а) и вид сигналов управления (б): ЗТ-задатчик температуры; ВК-высотный корректор; УМ-усилитель; ФЧУ-фазочувствительный усилитель; КК-корректирующий контур; ШИМ-широко-импульсный модулятор; ЭК-электронный ключ; ИМ-исполнительный механизм; АДТ-автомат дозирования топлива; ДТ-датчик температуры
Основными элементами электрических устройств ограничения температуры являются регуляторы РТ3, РТ-12, РТА.
Электронные системы управления авиадвигателями (ЭСУД) выполняют следующие функции: ограничивают частоту вращения ротора каскада низкого давления по заданной программе; ограничивают среднюю температуру выходящих газов за турбиной Т*4, определяемую заданными настройками запуска Тзап, взлёта Твзл и полёта Тном; защищают авиадвигатель от перегрева при запуске и реверсировании тяги. Управление авиадвигателя осуществляется совместно гидромеханическим регулятором частоты вращения ротора высокого давления и автоматом тяги.
Электронные системы управления авиадвигателями (ЭСУД) выполняют следующие функции: ограничивают частоту вращения ротора каскада низкого давления по заданной программе, ограничивают среднюю температуру выходящих газов за турбиной Т*4, определяемую заданными настройками запуска Тзап, взлета Твзл и полета Тном; защищают авиадвигатель от перегрева при запуске и реверсировании тяги. Управление авиадвигателя осуществляется совместно гидромеханическим регулятором частоты вращения ротора высокого давления и автоматом тяги.
Электронные системы типов РРД-15БМ, ЭСУ-18, ЭСУД-25, ЭСУД-32, ЭСУД-86, РЭД имеют аналогичные структуры.
Рис2. Схема системы ЭСУД-86
Каждый авиадвигатель управляется своей ЭСУД, состоящей из блока ЭЛ-664, датчиков скорости ДС-41 и рамы. В работе ЭСУД взаимодействует с датчиками П-98 температуры воз6духа Т*в на входе в авиадвигатель, датчиками ИКД-27 абсолютного давления, термопарами Т-93, измеряющими температуру Т*4 газов за турбиной, электрогидравлическими клапанами МКВ-158(М) и МКВ-159(Б), управляющим расходом топлива в авиадвигатель, а также электромагнитным клапаном останова и клапаном ограничения подачи топлива (гидроупор) при взлете МКВ-165, установленным в АДТ Электрический сигнал перехода на гидроупор поступает от концевых выключателей выпущенного положения закрылков, при этом режим работы авиадвигателя не может стать меньше номинального.
Электронный блок ЭП-664 структурно делится на канал регулирования частоты вращения ЭРО и канал регулирования средней температуры РСТ газов. Логика включения клапанов определяется режимом их совместной работы с АДТ и обеспечивает защиту двигателя от значительных отклонений от заданных режимов работы при обрыве цепей управления клапанами.
Управляющий сигнал на клапаны | Состояние клапана | Изменение режима работы АДТ | ||
М | Б | М | Б | |
0 (нет) | 0 (нет) | 0 (закрыт) | 1 (открыт) | Увеличивается |
0 (нет) | 1 (есть) | 0 (закрыт) | 0 (закрыт) | Не меняется |
1 (есть) | 1 (есть) | 1 (открыт) | 0 (закрыт) | Уменьшается |
Таб.1 Логика работы электрогидравлических клапанов
- Электрооборудование Общие сведения об электрооборудовании самолетов Назначение, история и классификация электрооборудования
- 1.1.Назначение и объем электрооборудования самолетов
- Воздушный кодекс российской федерации
- Виды авиации
- 1.2.История самолетного электрооборудования
- 1.3.Классификация электрооборудования
- 1.4.Показатели электросети
- 1.5.Типы систем электроснабжения
- 2.1.Климатические требования
- 2.2.Температурные влияния
- 2.3.Динамические воздействия
- 2.4.Дополнительные требования
- 2.5.Требования минимальной массы
- 2.6.Срок службы
- 2.7.Специальные требования к системам электроснабжения
- Источники электрической энергии
- Авиационные генераторы постоянного тока
- Регулирование напряжения самолетных генераторов постоянного тока
- Устройство и эксплуатационные характеристики генераторов постоянного тока
- Авиационные генераторы переменного тока
- Аппаратура, работающая в комплекте с генераторами переменного тока
- Авиационные аккумуляторные батареи
- Авиационные кислотные аккумуляторы.
- Авиационные серебряно-цинковые аккумуляторы
- Авиационные никель-кадмиевые аккумуляторы
- Авиационные преобразователи электроэнергии
- Авиационные преобразователи электрической энергии
- Основная (первичная) система электроснабжения
- Коробка отсечки частоты коч-62б 2-й серии.
- Вторичные системы электроснабжения
- Назначение, состав и основные технические данные вторичной системы электроснабжения постоянного тока напряжением 27в
- Самолетная электрическая сеть. Элементы электрических сетей. Особенности электрических сетей.
- Системы генерирования
- Системы распределения
- Аппаратура защиты.
- Коммутационная аппаратура
- Выключатели и переключатели
- Контакторы
- Аппаратура управления.
- Монтажно-установочная аппаратура.
- Аппаратура защиты от помех.
- Потребители электрической энергии Авиационный электропривод
- Авиационные электродвигатели постоянного тока
- Авиационные электродвигатели переменного тока
- Электромеханизмы постоянного и переменного токов
- Двухфазные асинхронные двигатели.
- Элементы авиационных электромеханизмов
- Преобразователи движений.
- Управление электроприводами
- Применение электропривода на самолетах
- Электрические системы управления самолетом, шасси и гидросистемой Система управления самолетом
- К системам управления относятся:
- Управление рулями
- Управление электромеханизмами полетных загружателей
- Триммирование полетных пружинных загружателей
- Система перемещения закрылков
- Автоматический режим управления
- Режим автоматической синхронизации
- Ручной режим управления
- Управление предкрылками
- Работа в совмещенном (автоматическом) режиме
- Перемещение предкрылков в совмещенном режиме
- Ручное управление предкрылками:
- Управление стабилизатором
- Ручное управление стабилизатором
- Совмещенное управление закрылками, предкрылками и стабилизатором
- Управление интерцепторами
- Управление средними интерцепторами
- Управление средними интерцепторами на ту-154 м
- Управление внутренними интерцепторами
- Управление шасси
- Основное управление
- Аварийный выпуск
- Дублирующий аварийный выпуск шасси
- Сигнализация положения ног шасси
- Система охлаждения тормозов (ту-154 м).
- Расположение и назначение кв ам - 800к
- Назначение, состав системы управления поворотом колес передней опоры самолета
- Режим руления
- Взлетно – посадочный режим
- Режим свободного ориентирования
- Сигнальное табло “к взлету не готов“.
- Центробежные, пневмоэлектрические и гидроэлектрические выключатели, применяемые для отключения стартеров.
- Электрическое зажигание в авиационных двигателях
- Программа запуска
- Бортовые электрические устройства запуска авиационных двигателей
- Электрические системы управления входными устройствами силовых установок
- Электрические системы управления режимами работы авиационных двигателей
- Системы запуска газотурбинных двигателей
- Основные способы запуска гтд
- Система запуска гтд со стартер-генераторами гср-ст
- Система запуска гтд с турбостартером
- Система управления режимами ад в функции частоты вращения и положения руд.
- Система запуска турбореактивного двигателя
- Подготовка к запуску
- Запуск всу
- Автоматический останов всу
- Останов двигателя вручную
- Подготовка к запуску двигателей нк-8-2у.
- Запуск на земле
- Холодная прокрутка
- Ложный запуск
- Запуск двигателя в воздухе
- Прекращение запуска
- Запуск двигателя д-30ку-154
- Работа схемы запуска
- Холодная прокрутка двигателя
- Электрооборудование топливных систем Топливная система
- Порционер
- Принцип работы топливомера
- Автомат выравнивания.
- Автомат расхода топлива
- Система заправки
- Подача топлива к двигателям.
- Система подачи топлива в всу
- Система слива топлива
- Дополнительная система перекачки
- Электрические осветительные и светосигнальные устройства
- Внешнее осветительное оборудование
- Внутреннее осветительное оборудование
- Внешнее светосигнальное оборудование
- Внутреннее светосигнальное оборудование
- Световое и нагревательное электрооборудование Лампы и светильники
- Освещение пассажирских салонов
- Освещение кабин экипажа
- Внутренняя световая сигнализация
- Наружное освещение
- Наружная световая сигнализация
- Внутреннее осветительное оборудование
- Внешнее светосигнальное оборудование
- Электрический обогрев и кондиционирование воздуха Обогревательные устройства
- Электрические устройства систем кондиционирования воздуха кабин
- Противообледенительное оборудование самолетов
- Тепловые противообледенительные системы.
- Сигнализатор обледенения планера со-121 вм (ту-154 м)
- Электросхема противообледенительной системы крыла и стабилизатора
- Обогрев всу.
- Обогрев замков служебных дверей
- Электрические противообледенители.
- 2. Обогрев стекол.
- Стеклоочистители (к обогреву не относится)
- Комплексная система кондиционирования воздуха кскв
- Система отбора воздуха от двигателей.
- Система плавного наддува кабины.
- Обратные фиксированные клапаны
- Краны наддува.
- Ускоренный обогрев гермокабины.
- Ускоренное охлаждение гермокабины.
- Обогрев дверей.
- Обогрев штуцеров сард в нише передней опоры шасси
- Вытяжные устройства центрального буфета – кухни.
- Вентиляция туалетов (переднего и заднего - 2 к - та)
- Сигнализация о повышении температуры в 5 техотсеке
- Влияние воздушной среды на организм человека
- Краткие сведения о физиологии дыхания человека
- Явление кислородного голодания
- Боли, возникающие в организме человека при изменении давления воздуха, и взрывная декомпрессия
- Боли, возникающие в закрытых и полузакрытых полостях организма.
- Боли в суставах и тканях организма.
- Взрывная декомпрессия.
- Влияние на организм человека температуры и влажности воздуха.
- Влияние пониженного содержания кислорода на состояние человека.
- Обеспечение заданных физиологических условий в кабинах самолетов
- 1. Основные физиолого-гигиенические требования, предъявляемые к условиям в кабинах пассажирских самолетов
- 2. Способы технического обеспечения высотных полетов пассажирских самолетов
- Требования, предъявляемые к высотному оборудованию
- Системы пожаротушения
- Система сигнализации пожара ссп-2а в мотогондолах и отсеке всу.
- Система нейтрального газа (н.Г.)
- Работа системы
- Классификация систем пожарной сигнализации
- Электрооборудование кухни.
- Электродуховые шкафы шэд-200/115 (шэд-200м на ту-154м)
- Электроплита пэс- 200/115
- Электрокружка ппд-200/115
- Электрооборудование санузлов.
- Электроподогрев воды в туалетах.
- Промывка унитаза.
- Сигнализация превышения допустимого уровня жидкости в сливном баке переднего санузла.
- Электропитание электробритв
- Электропитание переносного пылесоса.