logo
Электрооборудование / АиРЭО / ЭЛЕКТР НГТУ

1.4.Показатели электросети

Величины электрической цепи:

Электрический ток – это направленное движение электрических зарядов.

Напряжение это энергия, которую расходует каждый электрический заряд в приемнике электрической энергии.

Электродвижущая сила (ЭДС) - это энергия, которую получает каждый электрический заряд в источнике электрической энергии.

Параметры электрической цепи:

Сопротивление (R) – характеризует способность элемента превращать электрическую энергию в тепловую. Иногда вместо понятия сопротивления употребляется понятие проводимости.

Емкость (С) - характеризует способность элемента накапливать электрические заряды (т. е возбуждать электрическое поле).

Индуктивность (L) - характеризует способность элемента возбуждать магнитное поле (превращать электрическую энергию в магнитное поле).

Взаимная индуктивность (М) характеризуется влиянием индуктивных параметров друг на друга.

Род тока - переменный или постоянный - выбирается в зависимости от особенностей потребителей, удобства эксплуатации и по соображениям минимальной массы.

По требуемому роду тока все потребители электроэнергии делятся на четыре группы:

-безразличие к роду тока;

-требующие для своего пи­тания переменный ток, но допускающие отклонения частоты в оп­ределенных пределах;

-требующие для своего питания переменный ток стабильной частоты; -постоянного тока.

Потребители, для работы которых предпочтителен или требуется постоянный ток. Это электромагнитные устройства: реле контакторы, краны, муфты, тормоза. При постоянном токе такие агрегаты имеют минимальные габариты и массу, малые потери электроэнергии и высокую надежность. Двигатели постоянного тока необходимы для агрегатов, которые работают в режиме реверса или при изменении частоты вращения

Потребители, для работы которых необходим или предпочтителен переменный ток. Это некоторые навигационные приборы (авиагоризонт, гироиндукционный компас и др.) и радиооборудование. Для питания последних требуется 2-3 напряжения, которые удобно получать при помощи статических преобразователей, поскольку последние не имеют вращающихся частей и легко могут быть выполнены встроенного типа. Двигатели переменного тока легче чем постоянного, так как не имеют коллекторно-щеточного узла; поэтому они и более надежны;

Потребители, безразличные к роду тока. К ним относятся светотехнические и нагревательные устройства; электродвигательные агрегаты, которые не работают в режиме реверса или измене­ния частоты вращения (насосы, вентиляторы).

Частота. На самолетах принята частота переменного тока 400 Гц, поскольку в диапазоне частот 400-900 Гц получается ми­нимальная масса большей части агрегатов электрооборудования, чувствительных к частоте (магнитных усилителей, дросселей, электромашин, сельсинов). При такой частоте обеспечивается достаточная быстроходность двигателей. Величина колебания частоты допускается в следующих преде­лах: 380-400Гц (±5%) в системах стабилизированной частоты, и 380—1050 Гц - в однофазных системах переменной частоты.

Напряжение. Для систем электроснабжения самолетов напряжение на клеммах потребителя предусмотрены два напряже­ния 115В для однофазных систем переменного тока и в качестве фазного значения напряжения трехфазных систем; 28,5В для постоянного тока.

Форма кривой напряжения должна быть синусоидальной. При этом действующее значение любой отдельной высшей гармоники не должно превышать 5% действующего значения основной гар­моники.

Симметричность составляющих трехфазной системы характе­ризуется симметричностью нагрузки фаз, векторов напряжений и т. д. Например, разность нагрузок наиболее и наименее нагруженных фаз не должна превышать 10% номинальной мощности кана­ла, угол сдвига между векторами напряжений соседних фаз должен находиться в пределах 116—124°; разность значений фазных напряжений при неравномерной нагрузке не должна превышать 4 В.