Авиационные генераторы постоянного тока
Находящиеся в эксплуатации генераторы постоянного тока относятся к классу генераторов с самовозбуждением, а по схеме подсоединения обмотки возбуждения к якорю - в большинстве случаев к генераторам с параллельным возбуждением (рис. 1).
Генератор подобного типа схематично можно представить состоящим из двух агрегатов: неподвижного статора с индуктором, на сердечниках которого смонтированы обмотки возбуждения ОВ, и вращающегося якоря Я, служащего для преобразования механической энергии в электрическую.
При вращении якоря индуцируется переменная ЭДС, а для питания обмоток возбуждения требуется постоянный ток, его выпрямление осуществляется специальным щеточно-коллекторным устройством. В начальный период работы генератор самовозбуждается вследствие остаточного магнетизма в металле полюсов. Поэтому генераторы в процессе эксплуатации не должны перегреваться и подвергаться резким ударам, иначе остаточный магнетизм в полюсах может исчезнуть.
При работе генератора в режиме холостого хода, т. е. с отключенной внешней сетью, ЭДС генератора зависит от частоты вращения якоря n его якоря и магнитного потока Ф в индукторе, который в свою очередь зависит от тока возбуждения iB:
- постоянный коэффициент
Е - ЭДС генератора; р - число пар полюсов; N - число активных проводников обмотки якоря; а – число пар параллельных ветвей обмотки якоря;
Ф – магнитный поток возбуждения.
При работе генератора на бортовую сеть напряжение на его зажимах зависит от ЭДС, тока IН нагрузки и сопротивления RЯ якоря:
U=Е - IНRЯ
Падение напряжения IНRЯ современных генераторов составляет 12... 18% от генерируемой ЭДС в режиме холостого хода. При увеличении нагрузки напряжение на зажимах генератора постепенно снижается и может достигнуть критического значения, после чего напряжение резко падает до нуля -наступает режим короткого замыкания.
Рис.1. Принципиальная схема генератора с параллельным возбуждением
Конструктивно генераторы выполнены так, что величина установившегося тока короткого замыкания IКЗ меньше номинального тока нагрузки, и этот режим не опасен для генераторов. Однако в случае внезапного короткого замыкания мгновенный ток может достичь значительной величины и вызвать повреждение генератора.
Максимальный ток, который может быть получен от генератора, называется IКР критическим током.
Так как авиационные генераторы работают с регуляторами напряжения, поддерживающими постоянное напряжение равным номинальному, необходимо знать не только критический, но и предельный ток.
Предельным током IПРЕД называется максимальный ток, который может быть получен от генератора при номинальном значении напряжения и определенной частоте вращения якоря.
Типовыми представителями генераторов постоянного тока являются генераторы серии ГСР (с расширенным диапазоном частот вращения). Их основные технические характеристики приведены в табл. 1.1.
Конструкция и электрическая схема одного из мощных генераторов серии ГСР представлена на рис. 2.
Корпус 9 генератора состоит из двух частей: магнитопровода и щита. Магнитопровод, являющийся средней частью корпуса, выполнен из электротехнической стали и соединен со щитом способом сварки. В нем смонтированы основные 3 и дополнительные 7 полюсы с катушками обмоток возбуждения 4 и 6, а также щеткодержатели 10. Дополнительные полюсы необходимы для устранения вредного влияния реакции якоря, которая приводит к искрению и уменьшению индуцируемой ЭДС.
Реакция якоря – действие магнитного поля якоря на поле основных полюсов машины. Реакция якоря вызывает уменьшение магнитного потока генератора и смещение физической нейтрали - линии, перпендикулярной к оси магнитного поля.
1 — патрубок; 2 — коллектор; 3 — основной полюс; 4 — катушка обмотки возбуждения основного полюса; 5 — упругий валик; 6 — катушка обмотки возбуждения дополнительного полюса; 7 — дополнительный полюс; 8 — якорь; 9 — корпус; 10 — щеткодержатели; 7 полюсы с катушками обмоток возбуждения 4 и 6, а также щеткодержатели 10.
Якорь 8, коллектор 2 и вентилятор смонтированы на общем валу, опорами которого являются два подшипника.
Генерируемый ток с коллектора отводится меднографитовыми щетками. Они устанавливаются в щеткодержателях и прижимаются к коллектору пружинами. Генератор в полете охлаждаемся продувом воздуха через его внутренние полости. Воздух нагнетается вентилятором через патрубок 1 и, омывая щеточно-коллекторный узел, якорь, полюсы и обмотки, выходит через окна в щите корпуса.
Тип генератора | Минимальное реле | Регулятор напряжения | Стабилизирующий трансформатор | Выносное сопротивление | Балластное сопротивление | Защита от перенапряжения | Точные регуляторы напряжения |
ГСК-1500М | Регуляторная коробка РК-1500Р | ||||||
ГСК-1500В | Регуляторная коробка РК-1500Р | ||||||
ГСН-3000 | ДМР-400А | Р-25АМ | - | ВС-25А | РС-7 | - | - |
ГСР-3000 | ДМР-400А | Р-25А | Т-1Г | ВС-25А | РС-7 | - | - |
СТГ-3 2с | ДМР-200Д | РН-120У | - | ВС-25А | - | АЗП-8М-4 | - |
ГСР-СТ-6000ВТ | ДМР-400А | Р-25А(М) | Т-1Г | ВС-25А(Б) | БС-6000 | - | - |
СТГ-6М | ДМР-400ДСП | Р-27 | ТС-9М-2 | ВС-25Б | РС-2Ш | АЗП-1МБ | - |
ВГ-7500Я | ДМР-400Д | Р-25АМ | ТС-9АМ | ВС-25Б | БС-2 | - | - |
ГСБК-9РС | ДМР-400Р | РНТ-10В-2С | - | - | - | - | - |
ГСР-9000 3с | ДМР-400АМ | Р-25 | ТС-9АМ | ВС-25Б | БС-2 | - | ДКН-2 |
ГС-12Т | ДМР-600Т | РН-180М | ТС-9АМ-12 | ВС-25ТБ | - | АЗПС-8М-4 | - |
ГСР-12000В | ДМР-400А(Т) | РУГ-83П | ТС-9МТ | Р-2А | - | АЗПС-2 | - |
ГСР-12КИС | ДМР-400А | РУГ-82(83) | ТС-12АМ-12 | ВС-20Б | БС-12000 | - | - |
ГСР-СТ-12000ВТ | ДМР-400А | РУГ-82(83) | ТС-9АМ | ВС-20Б | БС-12000 | - | - |
ГСР-СТ-12/40А | АЗУ-600 | БРЗ-1 | - | - | - | - | - |
СТГ-12ТП | ДМР-400Д | РН-180 | ТС-9АМ-12 | ВС-25Б | БС-12000 | - | - |
СТГ-12ТМ | ДМР-400Д | РН-180ПТ | ТС-9АМ | ВС-25Б | БС-12000 | - | - |
СТГ-12ТМО | ДМР-400Д | РН-180 | ТС-9АМ-12М | ВС-25Б | БС-12000 | - | ДКН-2 |
ГСР-18000(Д) | ДМР-400Д/АМ | РУГ-82(83) | ТС-9АМ | ВС-20 | БС-18000 | - | - |
ГСР-СТ-18000 | ДМР-600Т(АМ) | РУГ-82(83) | ТС-9АМ | ВС-20 | ДКН-2 | - | ДКН-2 |
ГС-18Т | ДМР-600Т | РНК-180Б | - | ВС-25 | - | АЗП-8М, АЗП-2А | ЦКН-66 |
ГС-18НО | ДМР-600Т | РНК-180Б | ТП-900 | ВС-25ТБ | ЦКН-66 | АЗП-Ц | ЦКН-66 |
СТГ-18ТМ | ДМР-600Т | РН-180 | - | ВС-25Б | - | АЗП-8М | - |
СТГ-18ТМО | ДМР-600Т | РН-180 | - | ВС-25 | ДНК-8 | АЗП-8М | - |
ГСР-18000В | ДМР-600Т(АМ) | РУГ-82(83) | ТС-9М | ВС-20 | БС-18000 | АЗП-8М | - |
ГСР-СТ-18/70КИС | ДКН-8 | РУГ-83Т | ТС-9МТ | Р-2А | - | АЗПС-1 | - |
ГС-24А | ДМР-600Т | РН-180ПТ | ТС-9МТ | ВС-25Б | БС-18000 | АЗПС-8М | - |
ГС-24Б | ДМР-600Т | РН-120У | - | ВС-25Б | - | АЗП-8М | ДКН-8 |
ГСР-20БК | ДНТ-1, ТТД-800 | - | - | - | - | БЗУ-6В | БРЗУ-4В |
Совместная работа генераторов с аккумуляторной батареей
Условия параллельной работы генератора с аккумуляторной батареей аналогичны условиям параллельной работы двух генераторов, т. е. равенство напряжений обоих источников и соответствие полярности присоединяемого источника с полярностью на шинах. Эти условия в известной степени выполнятся с помощью минимального реле ДМР. При совместной работе генератора с аккумуляторной батареей напряжение на шинах
где Ег - ЭДС генератора; Iг - ток генератора; rг - сопротивление цепи якоря генератора; Eа - ЭДC аккумуляторной батареи; Iа - ток аккумуляторной батареи; rа - внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи. Сопротивление соединительных проводов для упрощения принято равным нулю.
Если U > Еа, то происходит заряд аккумуляторной батареи, т. е. член Iа rа должен быть взят со знаком плюс и общий ток нагрузки равен I=Iг - Iа;
при U = Еа ток Iа = 0, аккумуляторная батарея работает вхолостую, и ток нагрузки I=Iг;
при U < Eа происходит разряд батареи, член Iа rа следует взять со знаком минус, и ток нагрузки равен I=Iг + Iа.
Режимы работы генератора с аккумуляторной батареей. При параллельном включении генератора и аккумуляторной батареи могут иметь место три режима работы:
работа одной аккумуляторной батареи (когда Eа>Eг);
работа генератора совместно с аккумуляторной батареей на внешнюю сеть (когда Eа>Eг);
работа генератора на внешнюю сеть и на зарядку аккумуляторной батареи (когда Eа=Eг).
Напряжение генератора должно быть 28,5 В. В случае отклонения напряжения от заданной величины оно регулируется с помощью выносного сопротивления (например, ВС-20, ВС-25, Р-2А и др.).
Поворот выносного сопротивления необходимо производить специальной отверткой. Поворот по часовой стрелке ведет к увеличению напряжения, а против часовой стрелки приводит к понижению напряжения. Настройка регулятора напряжения, изменением натяжения пружины регулятора с помощью винта столба или изменением величины воздушного зазора между якорем и сердечником электромагнита недопустима. В том случае будет нарушено согласование характеристик электромагнита и пружин, качество регулирования напряжения ухудшится, и регулятор быстро выйдет из строя.
Нарушение целости этой электрической цепи приводит к резкому повышению напряжения генератора, что вызывает выход из строя элементов радиооборудования, электронной автоматики и других потребителей электроэнергии. Если в схеме управления генератором установлен автомат защиты от перенапряжения, то последний выключает генератор. Признаками перенапряжения в сети служат резкое увеличение яркости лампочек сигнализации и освещения, отклонение стрелки вольтметра вправо до упора. Заметив это, экипаж должен немедленно выключить генератор из работы. При загорании сигнальной лампочки "Генератор не работает" необходимо выключить генератор.
В системах электроснабжения аккумуляторные батареи выполняют роль буферного источника электроэнергии, т.е. сглаживают провалы напряжения в электросети. Емкость, получаемая батареей от генераторов постоянного тока, зависит от уровня заряженности батареи, температуры электролита, продолжительности заряда, уровня напряжения бортовой сети. Как правило, при напряжении генераторов 28-29 В аккумуляторные батареи на ЛА не заряжаются полностью.
К генераторам постоянного тока предъявляют ряд специфических требований: максимальная надежность, высокая прочность, минимальная масса и габаритные размеры. Для уменьшения массы и габаритных размеров повышают рабочие частоты вращения, которые составляют от 4000 до 9000 об/мин.
Комплекс аппаратуры генератора постоянного тока имеет регулятор напряжения, дифференциально-минимальное реле, автомат защиты от перенапряжения типа АЗП и регулировочные резисторы.
- Электрооборудование Общие сведения об электрооборудовании самолетов Назначение, история и классификация электрооборудования
- 1.1.Назначение и объем электрооборудования самолетов
- Воздушный кодекс российской федерации
- Виды авиации
- 1.2.История самолетного электрооборудования
- 1.3.Классификация электрооборудования
- 1.4.Показатели электросети
- 1.5.Типы систем электроснабжения
- 2.1.Климатические требования
- 2.2.Температурные влияния
- 2.3.Динамические воздействия
- 2.4.Дополнительные требования
- 2.5.Требования минимальной массы
- 2.6.Срок службы
- 2.7.Специальные требования к системам электроснабжения
- Источники электрической энергии
- Авиационные генераторы постоянного тока
- Регулирование напряжения самолетных генераторов постоянного тока
- Устройство и эксплуатационные характеристики генераторов постоянного тока
- Авиационные генераторы переменного тока
- Аппаратура, работающая в комплекте с генераторами переменного тока
- Авиационные аккумуляторные батареи
- Авиационные кислотные аккумуляторы.
- Авиационные серебряно-цинковые аккумуляторы
- Авиационные никель-кадмиевые аккумуляторы
- Авиационные преобразователи электроэнергии
- Авиационные преобразователи электрической энергии
- Основная (первичная) система электроснабжения
- Коробка отсечки частоты коч-62б 2-й серии.
- Вторичные системы электроснабжения
- Назначение, состав и основные технические данные вторичной системы электроснабжения постоянного тока напряжением 27в
- Самолетная электрическая сеть. Элементы электрических сетей. Особенности электрических сетей.
- Системы генерирования
- Системы распределения
- Аппаратура защиты.
- Коммутационная аппаратура
- Выключатели и переключатели
- Контакторы
- Аппаратура управления.
- Монтажно-установочная аппаратура.
- Аппаратура защиты от помех.
- Потребители электрической энергии Авиационный электропривод
- Авиационные электродвигатели постоянного тока
- Авиационные электродвигатели переменного тока
- Электромеханизмы постоянного и переменного токов
- Двухфазные асинхронные двигатели.
- Элементы авиационных электромеханизмов
- Преобразователи движений.
- Управление электроприводами
- Применение электропривода на самолетах
- Электрические системы управления самолетом, шасси и гидросистемой Система управления самолетом
- К системам управления относятся:
- Управление рулями
- Управление электромеханизмами полетных загружателей
- Триммирование полетных пружинных загружателей
- Система перемещения закрылков
- Автоматический режим управления
- Режим автоматической синхронизации
- Ручной режим управления
- Управление предкрылками
- Работа в совмещенном (автоматическом) режиме
- Перемещение предкрылков в совмещенном режиме
- Ручное управление предкрылками:
- Управление стабилизатором
- Ручное управление стабилизатором
- Совмещенное управление закрылками, предкрылками и стабилизатором
- Управление интерцепторами
- Управление средними интерцепторами
- Управление средними интерцепторами на ту-154 м
- Управление внутренними интерцепторами
- Управление шасси
- Основное управление
- Аварийный выпуск
- Дублирующий аварийный выпуск шасси
- Сигнализация положения ног шасси
- Система охлаждения тормозов (ту-154 м).
- Расположение и назначение кв ам - 800к
- Назначение, состав системы управления поворотом колес передней опоры самолета
- Режим руления
- Взлетно – посадочный режим
- Режим свободного ориентирования
- Сигнальное табло “к взлету не готов“.
- Центробежные, пневмоэлектрические и гидроэлектрические выключатели, применяемые для отключения стартеров.
- Электрическое зажигание в авиационных двигателях
- Программа запуска
- Бортовые электрические устройства запуска авиационных двигателей
- Электрические системы управления входными устройствами силовых установок
- Электрические системы управления режимами работы авиационных двигателей
- Системы запуска газотурбинных двигателей
- Основные способы запуска гтд
- Система запуска гтд со стартер-генераторами гср-ст
- Система запуска гтд с турбостартером
- Система управления режимами ад в функции частоты вращения и положения руд.
- Система запуска турбореактивного двигателя
- Подготовка к запуску
- Запуск всу
- Автоматический останов всу
- Останов двигателя вручную
- Подготовка к запуску двигателей нк-8-2у.
- Запуск на земле
- Холодная прокрутка
- Ложный запуск
- Запуск двигателя в воздухе
- Прекращение запуска
- Запуск двигателя д-30ку-154
- Работа схемы запуска
- Холодная прокрутка двигателя
- Электрооборудование топливных систем Топливная система
- Порционер
- Принцип работы топливомера
- Автомат выравнивания.
- Автомат расхода топлива
- Система заправки
- Подача топлива к двигателям.
- Система подачи топлива в всу
- Система слива топлива
- Дополнительная система перекачки
- Электрические осветительные и светосигнальные устройства
- Внешнее осветительное оборудование
- Внутреннее осветительное оборудование
- Внешнее светосигнальное оборудование
- Внутреннее светосигнальное оборудование
- Световое и нагревательное электрооборудование Лампы и светильники
- Освещение пассажирских салонов
- Освещение кабин экипажа
- Внутренняя световая сигнализация
- Наружное освещение
- Наружная световая сигнализация
- Внутреннее осветительное оборудование
- Внешнее светосигнальное оборудование
- Электрический обогрев и кондиционирование воздуха Обогревательные устройства
- Электрические устройства систем кондиционирования воздуха кабин
- Противообледенительное оборудование самолетов
- Тепловые противообледенительные системы.
- Сигнализатор обледенения планера со-121 вм (ту-154 м)
- Электросхема противообледенительной системы крыла и стабилизатора
- Обогрев всу.
- Обогрев замков служебных дверей
- Электрические противообледенители.
- 2. Обогрев стекол.
- Стеклоочистители (к обогреву не относится)
- Комплексная система кондиционирования воздуха кскв
- Система отбора воздуха от двигателей.
- Система плавного наддува кабины.
- Обратные фиксированные клапаны
- Краны наддува.
- Ускоренный обогрев гермокабины.
- Ускоренное охлаждение гермокабины.
- Обогрев дверей.
- Обогрев штуцеров сард в нише передней опоры шасси
- Вытяжные устройства центрального буфета – кухни.
- Вентиляция туалетов (переднего и заднего - 2 к - та)
- Сигнализация о повышении температуры в 5 техотсеке
- Влияние воздушной среды на организм человека
- Краткие сведения о физиологии дыхания человека
- Явление кислородного голодания
- Боли, возникающие в организме человека при изменении давления воздуха, и взрывная декомпрессия
- Боли, возникающие в закрытых и полузакрытых полостях организма.
- Боли в суставах и тканях организма.
- Взрывная декомпрессия.
- Влияние на организм человека температуры и влажности воздуха.
- Влияние пониженного содержания кислорода на состояние человека.
- Обеспечение заданных физиологических условий в кабинах самолетов
- 1. Основные физиолого-гигиенические требования, предъявляемые к условиям в кабинах пассажирских самолетов
- 2. Способы технического обеспечения высотных полетов пассажирских самолетов
- Требования, предъявляемые к высотному оборудованию
- Системы пожаротушения
- Система сигнализации пожара ссп-2а в мотогондолах и отсеке всу.
- Система нейтрального газа (н.Г.)
- Работа системы
- Классификация систем пожарной сигнализации
- Электрооборудование кухни.
- Электродуховые шкафы шэд-200/115 (шэд-200м на ту-154м)
- Электроплита пэс- 200/115
- Электрокружка ппд-200/115
- Электрооборудование санузлов.
- Электроподогрев воды в туалетах.
- Промывка унитаза.
- Сигнализация превышения допустимого уровня жидкости в сливном баке переднего санузла.
- Электропитание электробритв
- Электропитание переносного пылесоса.