logo
Электрооборудование / АиРЭО / ЭЛЕКТР НГТУ

Электрические системы управления входными устройствами силовых установок

Электрические системы управления устройствами воздухозаборников предназначены для регулирования входного сечения диффузора в зависимости от режимов полета и работы авиадвигателей.

Применяющиеся, на самолетах системы автоматического управления входными устройствами являются электрогидравлическими. Силовые элементы их являются гидравлическими, а остальная часть схемы — электрическая и электромеханическая.

Изменение положений конуса и створок перепуска воздуха может быть ступенчатым или плавным.

В разомкнутых системах со ступенчатым изменением положения конуса в качестве входной величины используются сигналы по числу М полета, выдаваемые контактами М-реле. Системы плавного управления положением конуса или створок входного устройства выполняются обычно в виде следящих систем. В качестве входной величины для управления приняты величины Qтпр — приведенного расхода воздуха, величина nпр — приведенная частота вращения вала авиадвигателя или величина степени сжатия компрессора.

Отказ или неправильная работа системы управления входным устройством может привести к помпажу входного устройства или турбокомпрессора и самовыключению авиадвигателя. Поэтому в полете пилот должен периодически наблюдать за показаниями указателей положения конуса и створок воздухозаборника, а также за лампами сигнализации.

Перед взлетом самолета переключатели управления конусом и створками устанавливаются в положение «Автомат». При этом стрелки указателей положения конуса и створок должны находиться на нулевых отметках шкал.

В полете, когда число М достигает значения, соответствующего началу выпуска конуса, должна загореться лампочка сигнализации «Конус выпущен», а стрелка указателя положения конуса должна сместиться вправо от нулевой отметки шкалы. С увеличением скорости полета или с уменьшением частоты вращения турбокомпрессора стрелки указателей положения конуса или створок должны переместиться по часовой стрелке. При посадке стрелки указателей устанавливаются на нулевой отметке шкалы, а лампы сигнализации гаснут.

Система автоматического управления всережимным воздухозаборником по величине степени сжатия (СРВМУ-2АМ, УВД-2М, УВД-58М, ЭСУВ-1В и др.) состоит из устройства формирования сигнала о величине степени сжатия компрессора (датчики ДСС, ДССБ, 2ДССА, 2ДССБ и др.) и следящей системы, обеспечивающей соответствие положений входных устройств величинам степени сжатия.

Рис.1 Программа управления входным устройством по степени сжатия компрессора

 

Система автоматического управления воздухозаборником по величине приведенной частоты вращения вала (АРВ-26А, АРВ-29Д, АРВ-29И, АРВ-40, СУЗ-9, СУЗ-10, СУЗ-11). Датчиком приведенной частоты вращения вала авиадвигателя ДП4 служит электрическое счетно-решающее устройство, вычисляющее частоту вращения по формуле

где n—частота вращения вала двигателя; Т* = Т (1 +0,2M2)—температура заторможенного потока воздуха перед компрессором; Т —температура наружного воздуха.

Рис.2 Программа управления входным устройством по приведенной частоте вращения двигателя

Особенностью схемы является то, что одна и та же следящая система используется для плавного автоматического управления положения конуса, так и положением створок перепуска воздухозаборника.

Электрическое зажигание в авиационных двигателях

Электрическое зажигание предназначено для воспламенения топливно-воздушной смеси в камерах сгорания двигателя.

Системы зажигания по своему назначению подразделяются на пусковые (работают в процессе запуска) и рабочие (работают на протяжении всего периода работы двигателя).

По принципу действия электрические системы зажигания подразделяют на индуктивные, емкостные, комбинированные и калильного зажигания. В индуктивных и емкостных системах энергия от источника питания используется для создания на свечах зажигания индуктивного или емкостного разряда. В системах калильного зажигания энергия источника питания передается нагревательному элементу калильной свечи зажигания.

Основными элементами пусковых систем зажигания, применяемых как на поршневых, так и на газотурбинных двигателях, являются агрегаты зажигания (СК, СКН, СКНБ, СКНР, ТКНА, ТКНС, ТКНТ, КН, КНИС, КМД и др.), пусковые (индукционные) катушки или вибраторы (КР-12СИ, КПМ-1А, КПН-4, КП-21, КП-21Б, КП-21М1 и др.), высоковольтные экранированные провода, запальные свечи (СД, СП, СПН, СПП, СЭ) и аппаратура управления с соединительными проводами.

Основными элементами рабочих систем зажигания, применяемых на поршневых двигателях, являются магнето (М-9, М-9-35, МВЛ-7, МБ14Т-2, МБ14Т-2М и др.), провода высокого напряжения, экранирующие устройства и переключатели магнето.

В последнее время наряду с высоковольтными системами зажигания (до 20000 В) все большее применение находят низковольтные системы зажигания (до 500 В) как более надежные, особенно в высотных условиях.