logo
Электрооборудование / АиРЭО / ЭЛЕКТР НГТУ

Внутренняя световая сигнализация

Она осуществляется при помощи специальных малогабаритных светильников, называемых светосигнализаторами. Последние име­ют различные цветофильтры, позволяющие установить цветовой код сигнализации. Существует два вида световой сигнализации: автоматическая и неавтоматическая.

Автоматическая сигнализация информирует экипаж о состоянии контролируемых объектов. Она состоит из двух элементов, электрически связанных между собой: датчика и светосигнализатора. Принцип работы такой сигнализации аналогичен работе парамет­рического привода. Но здесь при недопустимом изменении контро­лируемого параметра датчик включает не двигатель, а сигналь­ную лампу. Возможен и случай, когда датчик подает сигнал на лампу и на включение исполнительного механизма. Например, при пожаре в мотоотсеке включается параметрический привод пожаро­тушения (подача инертного газа) и подается сигнал кодового цве­та в кабину летчика.

Светосигнализаторы устанавливаются на приборных досках ка­бин экипажа. По Установлено три основных кодовых цвета сигнализации:

красный - для аварийных сигналов;

желтый - для предупредительных сигналов;

зеленый - для обозначения нор­мальных положений контролируемых объектов.

Применяются две группы светосигнализаторов :

а) Светосигнализаторы с прямоугольным полем свечения (типа СПП);

б) Светосигнализаторы с круглым полем свечения (типа СКП), к которым относятся малогабаритные светосигнализато­ры.

В системах сигнализации имеется кнопка проверки исправности ламп, при помощи которой на них подается напряжение питания минуя датчик.

Большое число сигнальных ламп не позволяет экипажу быстро ориентироваться в значении сигнала. Поэтому наиболее важные из них выделяются, например, включаются на мигающий свет. Генераторы колебаний здесь служит мультивибратор. Может быть и более сложная программа работы; так, на самолете Ту-154 сиг­нальная лампа во время выпуска предкрылков мигает; когда они вышли на заданное положение — горит ровным светом, а если уб­раны — гаснет.

Опасное положение особо важных объектов дублируется сире­ной. Она включается через несколько секунд после поступления сигнала на лампу. Сирена неудобна тем, что психологически воз­действует на экипаж; к тому же необходимо время для того, чтобы разобраться в причине ее действия. Поэтому в настоящее время часть световой и вся звуковая сигнализация заменяется речевой информацией (РИ) и индикацией цифровых данных на стекле ка­бины. Так, на самолете Ту-144 после включения красной лампоч­ки вместо сирены подается записанный речевой текст, подсказыва­ющий пилоту, что делать: «убрать закрылки», «снизить давление в сети» и т. д. На некоторых сверхзвуковых самолетах вся свето­вая сигнализация заменена звуковой информацией.

Неавтоматическая сигнализация предназначена для связи меж­ду экипажем и пассажирами и в обратном направлении. Для сиг­нализации пассажирам в салоне имеются табло, на которых нане­сена необходимая информация: «Не курить», «Пристегнитесь» и др.

В такой сигнализации датчиком служит кнопка, приемником — световое табло или светосигнализатор.