logo
Электрооборудование / АиРЭО / ЭЛЕКТР НГТУ

2.7.Специальные требования к системам электроснабжения

Резервирование - это один из способов повышения надежно­сти электроснабжения самолета. Он заключается в том, что наиболее ответственный агрегат или участок сети имеет такой же резервный, способный заменить его при отказе. Если оба агрегата работают одновременно, такая разновидность резервирования называется дублированием. Пример резервирования: работа двух преобразователей, один из которых (резервный) включается автоматически при выходе из строя основного. Пример дублирования; принятая на самолетах со смешанной системой электроснабжения одновременная работа двух генераторов нестабильной частоты, из которых на нагрузку включается только один; параллельная работа двух катушек зажигания или магнето на одном авиадвигателе.

Резервирование может быть частичным или полным. При частичном резервировании резервный агрегат (или система) имеет параметры меньшие, чем у основного. При полном резервировании параметры основного и резервных агрегатов одинаковы. Такое резервирование называется по общему (а не по дополнительному) числу агрегатов: двукратным (два агрегата), трехкратным (три агрегата) и т. д. Степень резервирования определяется важностью агрегата и особенностями конструкции самолета, в частности, количеством его авиадвигателей, выражающим степень ре­зервирования силовой установки. Двукратное резервирование важнейших агрегатов обязательно для всех самолетов. Для тяжелых пассажирских магистральных самолетов эти агрегаты имеют резерв, равный резерву силовой установки, - трехкратный, а для межконтинентальных сверхзвуковых - четырехкратный.

Разновидностью резервирования является и расщепление. Так будем называть случаи, когда агрегат разделен на две, три или четыре части, работающие одновременно, причем каждая из этих частей может самостоятельно выполнять задачу при выходе из строя остальных. К такому типу резервирования относятся приводы элеронов, разделенные на несколько частей; участки электро­сети, состоящие из нескольких параллельных проводов.

Качество электроснабжения. Энергетическая система самолета должна давать потребителям электрический ток определенного качества. Оно характеризуется рассмотренными выше значениями частоты и напряжения, формой кривой напряжения и симметричностью составляющих трехфазных систем.

Для переходных режимов регламентируются величины колеба­ния напряжения и частоты.